Галина Бурменская
Доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, научный редактор бестселлера «Привязанность» Джона Боулби.
Вырастить в себе нравственное чувство

«Эта книга пришла к нам с большим опозданием (она впервые увидела свет в 1928 году), но как своевременно! Пиаже затрагивает многие темы: соотношение свободы и принуждения в общении с детьми, роль авторитета взрослого и личного опыта ребенка, но главное – он показывает, какой сложный путь проходит каждый дошкольник, осваивая принципы морали. Возможно, немало родителей будут удивлены, узнав, что обычная детская игра – это не просто развлечение, а важная и незаменимая школа морали.

В совместной игре (той, которая сегодня нередко вытесняется «серьезными и полезными занятиями») ребенку необходимо соблюдать правила и учитывать позиции своих партнеров, а в ходе споров и столкновений со сверстниками он вынужден преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно, в игре, у детей зарождается представление о справедливости, а мораль послушания начинает перерастать в нравственное отношение к другим людям.

По-настоящему мы располагаем лишь тем, что умом и сердцем открыли сами

Книга Жана Пиаже необычна: главное слово в ней предоставлено детям, а автор выступает прежде всего как умелый интервьюер и тонкий комментатор детских высказываний и размышлений. Читатель с удивлением обнаружит, насколько своеобразен детский взгляд на ложь, воровство и другие проступки, как далеко от «взрослого» его понимание смысла запретов, наказаний, ответственности…

Чего стоит, например, открытие Пиаже «морального реализма»: маленькие дети судят о тяжести проступка по фактическому ущербу, а не по намерению, для них разбить случайно 10 чашек – больший проступок, чем одну, но нарочно… Эта книга невольно реабилитирует многих детей в глазах слишком критичных родителей за противоречивость, путаность и поверхностность (с точки зрения взрослых) их моральных суждений. В то же время остроумные истории, описанные здесь, хороший повод для живой дискуссии в кругу семьи – без назидательности и поучений…

Знакомясь с суждениями детей, мы вслед за Пиаже увидим: как и в интеллектуальной области, в сфере морали ребенок по-настоящему располагает лишь тем, что приобретено им самим, выработано его умом и сердцем, переоткрыто в общении, сотрудничестве и совместной деятельности с другими людьми».