Андре Конт-Спонвиль
Лауреатом премии «La Bruyère» Французской академии за книгу «Малый трактат о великих добродетелях, или Как пользоваться философией в повседневной жизни»

Андре Конт-Спонвиль (Andre Comte-Sponville) – современный французский философ, автор многих книг и статей. В 18 лет потерял веру в Бога и с тех пор считает себя атеистом. Его любимые темы – свобода, мудрость, поиски смысла.

alt
Фото
Инга Аксенова

Имя гениального ученого Паскаля знает каждый, хотя бы как единицу измерения давления или название языка программирования. Он прожил всего 39 лет, но успел заложить основы нескольких направлений в математике, открыл атмосферное давление, сформулировал основной закон гидростатики… Однако уникальным мыслителем Паскаля делают не его научные достижения, а соседствующий с ними дар писателя, мистика и знатока человеческой души. Я не знаю других людей, кто, подобно Паскалю, равно глубоко понимал бы природу и человека, был бы так щедро одарен всем: разумом, словом и верой. Ему часто отказывают в праве называться философом – ведь он не изобрел собственной системы и написал лишь две книги: публицистически страстные «Письма к провинциалу», призывавшие к живой, искренней вере, и тонкие, завораживающе глубокие «Мысли» – записки, изданные друзьями после его смерти. Зато он сделал другое – понял вслед за Монтенем и задолго до Ницше ложь и лицемерие мира. Этот христианин ни во что не верил – ни во что, кроме Бога. Все остальное – светская жизнь, политика, любовь – под его пронзительным взглядом обнажает наши заблуждения, нашу малость, наши иллюзии.

Каждый человек хочет быть счастлив, говорит Паскаль, но никто не может достичь счастья на земле. «Мы никогда не живем, а лишь располагаем жить; мы всегда предполагаем быть счастливы, но неизбежно, что мы никогда не будем счастливы». Избежать несчастья можно только через веру. Если вы не согласны, вам придется иметь дело с Паскалем. И переспорить его нелегко…

Его даты

  • 19 июля 1623: родился в Клермон-Ферране в семье дворянина Этьена Паскаля.
  • 1626: умирает мать.
  • 1631: с отцом и сестрами переезжает в Париж.
  • 1640: доказывает теорему о вершинах шестиугольника, лежащих на коническом сечении.
  • 1642: изобретает счетную машину (ящик, наполненный связанными друг с другом шестеренками). Получает на нее патент от короля Франции.
  • 1646-1647: экспериментирует с пустотой и атмосферным давлением.
  • 1649-1653: живет светской жизнью в Париже.
  • 1651: умирает отец. Сестра Жаклин уходит в монастырь.
  • 1654: закончил ряд работ по математике.
  • 1656-1657: пишет «Письма к провинциалу»; из-за них иезуиты поклялись найти и выкинуть из гроба тело Паксаля.
  • 1658: ухудшается здоровье; начинает записывать «Мысли».
  • 19 августа 1662: умирает в Париже.

Ключи к пониманию

Наше величие... и ничтожество

По сравнению с бесконечностью он ничто, а по сравнению с небытием он – все. Однако человек превосходит Вселенную, которая его объемлет: он выше ее, потому что он мыслит. Главная опасность для человека – желание забыться. Скука непереносима для нас: скучая, мы не можем забыть того, что нас ожидает небытие. Отсюда множество целей, которые ценны не сами по себе, а тем, что занимают нас, дают нам повод действовать.

Это то, что Паскаль называет развлечением: все то, что мы делаем, мы делаем с целью отвлечься и забыть. Забыть, что мы несчастливы и что нам предстоит умереть. В последние годы жизни Паскаль перестал заниматься наукой, сочтя, видимо, и ее развлечением. Исключение он сделал лишь однажды: чтобы отвлечься от зубной боли, исследовал свойства циклоиды – траектории движения точки на ободе катящегося колеса – и решил все связанные с ней задачи.

Слышать плоть, ум и сердце

Паскаль выделяет три уровня человеческой жизни: плоть, где действуют сила и вожделение, разум, где царят доказательства, и сердце, где властвует любовь. Эти уровни несовместимы: сила ничего не может против истины, а истина – против силы; и ни та, ни другая не заменят любовь. Вывод Паскаля проницателен и строг: в нашем мире сила всегда одерживает верх, но она не является ни аргументом (для разума), ни ценностью (для сердца). Человек не умом, а сердцем чувствует Бога.

В то же время научное познание автономно и отлично от истин веры. Паскалю повезло: он испытал высшие озарения и разумом, и сердцем. 23 ноября 1654 года он пережил опыт Божественного присутствия, который записал на кусочке пергамента: «Радость. Радость. Радость. Слезы радости…»

Ставить на Всевышнего

Вряд ли кто-нибудь, кроме Паскаля, стал бы определять рациональность религиозной веры в терминах теории игр. Паскаль рассуждает так: Бог либо есть, либо Его нет. Мы не можем знать, существует ли Бог. Но мы должны сделать выбор, ведь это вопрос жизни и смерти. Как же поступить? Паскаль заменяет традиционную идею доказательств бытия Бога логикой пари. Когда есть смысл заключать пари? Когда ставка невелика по сравнению с возможным выигрышем. Здесь ставка конечна: наша земная жизнь, а вот выиграть можно вечность бесконечного счастья. Как только возникают «равные шансы выиграть и проиграть» и огромный разрыв между ставкой и выигрышем, сомнениям больше нет места: нужно сделать ставку на Бога. Это не доказывает, что он существует, но показывает, что имеет смысл верить в его существование: «Если вы выиграете, то получите все; если проиграете, то не потеряете ничего».

Об этом

  • Блез Паскаль «Мысли. Малые сочинения. Письма» АСТ, Пушкинская библиотека, 2003.
  • Борис Тарасов «Паскаль» Молодая гвардия, 2006.