Мы и наша внешность
«Моя внешность меня не устраивает», – признаются почти 89% мужчин и женщин. Неудовлетворенность своим ростом, телосложением или весом может перерастать в болезненный комплекс. И если в разных обществах женщинам испокон веков предписывалось прихорашиваться, наряжаться – одним словом, не удовлетворяться своим естественным видом, то тот факт, что почти треть (опрошенных) мужчин переживают по поводу своей внешности, – черта нашего времени. «Как и женщины, под влиянием СМИ, они сравнивают свои лица и тела с безупречными медийными персонажами, – комментирует семейный психотерапевт Екатерина Жорняк. – Кроме того, успешность и конкурентоспособность сегодня в большей степени ассоциируются с физической привлекательностью. Результат – все больше мужчин подключаются к гонке за безупречным обликом: маникюр, костюмы респектабельных марок… И это действительно повышает (на время) их самооценку».
Что же мы особенно не любим в себе? Лидирует, безусловно, вес: им недовольны почти 48% женщин и 32% мужчин. Собственно, тут нечего и объяснять: стройные сильфиды и эфемерные наяды, грациозно вышагивающие в рекламе, в кино и журналах, вполне успешно внушили нам, что без изящных форм красота невозможна. В результате мы всегда кажемся себе слишком полными. Можно сколько угодно повторять, что главное – красота внутренняя; все, что нас окружает, просто вопиет о внешнем, быстро возвращая нас на бренную землю. И вот результат: около 22% женщин и более 18% мужчин не могут примириться с собственным животом – частью тела, которая нагляднее других демонстрирует наш избыточный вес.
Большая часть опрошенных (80%, в основном женщины) не уверены в том, что умеют красиво одеваться. Это тоже неудивительно: женщин с самого раннего детства учат кокетничать, им непременно нужно нравиться. Позднее журналы объясняют девушкам, что следует носить, чтобы не выглядеть заурядно или смешно. Но модные фасоны рассчитаны на женщин с образцовой фигурой и не могут хорошо сидеть на всех прочих…
«Работая с подростками, я вижу, что для них исключительно важно «оперение», внешний образ, который создается с помощью одежды, и особенно – культовых марок, – замечает психотерапевт Кристоф Андре (Christophe André). – Так что количество взрослых, не умеющих (по их мнению) одеваться, будет только расти».
Мы и культура
Большинство наших комплексов связано с неумением ясно мыслить и четко излагать свои идеи (об этом говорят почти все участники опросов); 88% не верят в свои интеллектуальные способности, 86% сомневаются в том, что их можно назвать культурными людьми1. Четверть мужчин и 20% женщин заявляют, что в целом недовольны своим образованием2. В наше время, когда высшее образование доступно практически для каждого, те, кто не ощущает у себя за плечами достаточного интеллектуального и культурного багажа, чувствуют себя ущербными по сравнению с теми, кто сумел воспользоваться имеющимися возможностями.
«Такое количество недовольных своим образованием, культурой и интеллектом следует скорее считать обнадеживающим, – уточняет Кристоф Андре. – Чувство неудовлетворенности в данном случае служит стимулом к развитию». Действительно, лучше уж переживать из-за уровня культуры, чем из-за неумения одеваться, ведь знания и способность убеждать открывают путь к власти и влиянию в обществе и тем приносят ощущение уверенности, защищенности, силы.
«В своих интеллектуальных способностях, как правило, сомневаются те, кто не ценит себя, чья самооценка слишком низка, – продолжает Кристоф Андре. – Психотерапевты часто работают над «отрицательным самоутверждением». Можно научиться не стыдиться своих ошибок и недостатков, своего незнания, непонимания того, что нам объясняют. Подобное упражнение помогает осознать, что пробелы в знаниях не делают нас неполноценными. У всех есть сильные и слабые стороны, и нет в мире совершенства».
Мы и секс
Сексуальная компетентность, неуверенность в своем сексуальном «мастерстве» беспокоит 68% мужчин и женщин. Но все ли опрошенные были до конца искренни? «Сомнения в стиле «достаточно ли я сексуально успешен(на)» знакомы каждому из нас, но мужчины тут, безусловно, лидируют, – уточняет сексолог Евгений Кащенко. – Что естественно, ведь их нарциссизм и самооценка напрямую связаны с их достоинствами как любовников, а идентичность неотделима от маскулинности и сексуальности. Мужчины фантазируют о своем сексуальном всемогуществе чаще, чем женщины, ведь именно секс позволяет им наиболее полно ощущать свою мужественность, свою силу».
Трудные признания
Так сколько же людей считают себя закомплексованными? 83% опрошенных признаются, что комплексы у них есть. Больше половины считают, что смогли неплохо к ним приспособиться, однако для 40% опрошенных они служат источником реальных трудностей. Очень мало оказалось тех, кто утверждает, что комплексов никогда не имел (1%). В эпоху перфекционизма и культа достижений во всех сферах жизни этих людей можно считать героями!
Комплексы тесно связаны с нашей самооценкой. «Неуверенность в себе – главная причина того, что у нас возникают сомнения в реальности собственных достижений, значимости наших поступков и силе достоинств, – поясняет социолог Полина Козырева. – 72,1% россиян осознают, что им не хватает самоуважения3. Но 77,5% в целом удовлетворены собой и считают, что их будущее зависит от их личных усилий. В то же время, сравнивая себя с окружающими, 26,5% размышляют о собственной бесполезности, 11,9% ощущают себя неудачниками, 24,4% не знают, чем вообще могли бы гордиться в жизни».
Комплексы присущи представителям обоих полов (хотя большинство мужчин и женщин все же уверены, что у них много хороших качеств). Но есть и некоторая разница между полами. «Женщины чаще мужчин чувствуют себя беспомощными, сталкиваясь с обыденными (житейскими) проблемами (43,2% и 25,1%), и чаще не могут с ними справиться (28,6% и 18,8%), – продолжает Полина Козырева. – Они чаще признаются, что не всегда могут выполнить задуманное (57,6% и 45,4%), среди них больше неуверенных в своей способности влиять на то, что с ними происходит (39,5% и 28,6%)»4.
Чем выше уровень образования, тем меньше, как правило, человек подвержен комплексам. Возраст тоже имеет значение. «Чем старше человек, тем более терпимым он становится по отношению к самому себе и тем успешнее ему удается уживаться с собой, – говорит Кристоф Андре. – Взрослея и приобретая опыт, мы понимаем, что счастье не во внешности, не в социальном статусе или профессиональных успехах, а в том, чтобы стать ближе к самому себе».
1. Подробнее см. на сайте www.psychologies.ru
2. По данным европейского опроса, проведенного в апреле 2003 года социологической компанией TNS Sofres.
3. Исследование проведено научно-исследовательским центром «Демоскоп» в рамках «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» в октябре-ноябре 2005 года.
4. Там же.