Чего не стоит делать, если вы хотите произвести хорошее впечатление

Производить хорошее впечатление – жизненно важное умение, от которого зависит успех как на собеседовании о работе, так и на первом свидании. Клинический психолог Винита Мехта рассказывает, чего следует избегать, если вы хотите произвести положительное впечатление.

Большинство из нас хочет нравиться другим, показывать себя в выгодном свете, но иногда что-то идет не так. Почему так происходит? Обычно всему виной недостаток ресурсов – в частности, психической энергии, что не позволяет нам разобраться в социальной ситуации.

Важно знать, что самопрезентация включает два шага:

  • выбрать образ, который мы хотим транслировать другим
  • и правильно его презентовать.

Второй шаг требует психических ресурсов. Чтобы произвести позитивное впечатление, необходимы саморегуляция и самоконтроль. Например, когда человек психически перегружен или встревожен, он может начать хвастаться, и это испортит впечатление о нем.

Но есть люди, которые в принципе не умеют производить хорошее впечатление, и это не связано с отсутствием у них психических ресурсов. Обычно виной тому два фактора:

  • Неумение понять точку зрения другого человека и почувствовать его настроение.
  • Нарциссизм. Сначала нарциссы кажутся энергичными, интересными и обаятельными, но через некоторое время во всей красе проявляются надменность и нетерпимость, которая отпугивает окружающих. Кроме того, нарциссы уверены в собственном превосходстве, позволяют себе уничижительные высказывания в адрес других и демонстрируют отсутствие эмпатии.

Вот чего не стоит делать, если вы хотите произвести позитивное впечатление.

1. Относиться к окружающим высокомерно

Любите демонстрировать, что вы лучше всех? Так вы производите негативное впечатление и рискуете не найти с людьми общий язык.

Исследования показали, что если человек просто рассказывает о своих положительных сторонах («я умею быть хорошим другом»), это не вызывает отторжения. Негативное впечатление производят попытки сравнивать себя с другими и представлять себя в более выгодном свете («я лучший друг, чем все остальные»). Собеседник чувствует, что «все остальные» – это, в том числе, и он. У него включается защитная реакция, возникают враждебность и антагонизм.

2. Хвастаться «наоборот»

Эта стратегия заключается в том, чтобы привлекать к себе внимание, прибедняясь. Вы размещаете в соцсетях вполне симпатичную фотографию с комментарием: «Здесь я такая растрепанная. Проснулась, но еще не умылась и не расчесалась. Ужасно, правда?»

Эта тактика действительно способна привлечь внимание, но такое поведение выглядит неискренним и производит негативное впечатление. А фальшь вредит межличностным отношениям. Даже хвастуны и жалобщики выглядят более искренними, чем человек, который прибедняется.

3. Лицемерить

Лицемеры создают определенный имидж, но не умеют жить в соответствии с ним. Они говорят одно, а делают другое, особенно в вопросах, связанных с моралью. Лицемерие работает до тех пор, пока люди не узнают о вашем поведении. Но как только тайное становится явным, приятный образ меркнет в свете того, как человек живет на самом деле, и окружающие начинают негативно относиться к лицемеру. Причем лицемер им более неприятен, чем люди, которые ведут себя так же, как и он, но не скрывают этого под лживой маской.

4. Делать сомнительные комплименты

Под этим имеются в виду оскорбления в форме комплимента. Льстец ведет себя покровительственно по отношению к собеседнику. Например, заявляет: «Ну ты молодец. Я и не ожидал от тебя таких успехов на экзамене».

Большинство из нас любит комплименты, однако сомнительные комплименты вызывают отторжение.

Произвести положительное впечатление несложно – достаточно быть честными и искренними. А вот высокомерие, попытки прибедняться, лицемерие и сомнительные комплименты вызывают только негативные эмоции.

Об авторе

Винита Мехта

Винита Мехта (Vinita Mehta) – клинический психолог, журналист, медиа-экперт.