Чем творческий начальник лучше?

Как правило, руководителями рабочих групп или команд назначают сотрудников с организаторскими и лидерскими способностями. При этом творческие способности считаются гораздо менее важными. Однако новое исследование показывает, что только креативные руководители могут создать вокруг себя творческую среду.

Лей Хуань (Lei Huang), доцент отделения менеджмента в бизнес-колледже Обернского университета (США), провел вместе с коллегами исследование, в ходе которого они опросили 106 руководителей рабочих групп в одной из крупных американских технологических корпораций. Исследователей интересовало, насколько те были уверены в своих творческих способностях (на основе опроса высчитывался так называемый коэффициент УТС).

Затем были опрошены 544 рядовых члена рабочих групп (в среднем каждый из них проработал в компании около четырех лет). Оказалось, что сотрудники, работавшие в группе, которой руководил человек с высоким показателем УТС, сами чаще проявляли творческий подход, к примеру, посвящали много времени поиску информации, которая могла помочь с новыми идеями. Они также считали, что руководители с высоким УТС поощряют проявления креативности подчиненных. Эти положительные эффекты проявлялись еще сильнее, если руководитель группы поддерживал хорошие отношения с подчиненными. При этом сами начальники с высоким УТС чаще говорили, что их подчиненные являются для них источником творческих идей.

В целом анализ данных показал несостоятельность предположений о том, что начальники, убежденные в своих творческих способностях, будут отвергать творческие идеи подчиненных из-за конкуренции или же из-за более высоких стандартов. Напротив, творческие руководители в целом менее консервативны, не склонны к конформизму и открыты для новых идей, что позволяет им находиться «на одной волне» с креативными подчиненными.

Авторы исследования подчеркивают, что уверенность в своих творческих возможностях можно развивать, и полагают, что многим организациям стоит задуматься о соответствующих тренингах для руководителей рабочих групп.

Впрочем, существуют и другие способы стимулировать креативность сотрудников, работающих в группах. Эксперимент, проведенный в 2007 году, показал, что если состав рабочих команд остается неизменным в течение длительного времени, коллеги привыкают друг к другу и чувствуют себя более комфортно и, как им кажется, становятся креативнее. Однако на самом деле в ходе эксперимента новые команды, составленные из людей, ранее не работавших друг с другом, генерировали больше идей на заданную тему (способы повысить приток туристов в район Залива Сан-Франциско), вдобавок эксперты оценили их идеи выше.

Подробнее см. L. Huang et al. «I can do it, so can you: The role of leader creative self-efficacy in facilitating follower creativity», Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2016, vol. 132.