Psychologies : Быть в согласии с собой — что это значит, по-вашему?
Клеман Россе Клеман Россе: Это значит чувствовать себя «в своей тарелке», быть счастливым, не задаваться вопросами о себе и своих поступках. Это такое состояние, которое обозначает нашу природную «доминанту»; получается, одни могут быть в согласии с собой, а другие — не могут. И нельзя сделать ничего такого, что вызвало бы у нас это состояние. Потому что нам удается только то, что мы делаем естественно, без лишних раздумий и усилий. Как правило, очень хорошо выстроенные планы рушатся. Наши заранее продуманные удары по мячу, в которые мы вкладываем и волю, и желание, часто заканчиваются тем, что мяч вылетает за пределы поля. Рефлексия в момент совершения поступка — это враг успеха. Только спонтанно мы делаем то, что позволяет нам чувствовать себя хорошо. Если оглядеться вокруг, присмотреться к тем, кто рядом, мы увидим, что многим людям это удается. Конечно, можно найти сотни современных книг, авторы которых рассказывают о своем неблагополучии, о том, как им неуютно и неудобно в собственной жизни. Но я не думаю, что так обстоит дело с большинством из нас.
Допустим. Но ведь наше окружение тоже влияет на то, будем мы в согласии с собой или нет?
К. Р. К. Р.: Нет! Способность сохранять душевный покой предполагает умение жить «в своем заповедном саду», не заботясь о других. Наслаждаться этим состоянием и не стремиться изо всех сил им поделиться. Занять такую позицию непросто, поскольку ее часто расценивают как эгоизм. Разумеется, когда мы можем помочь кому-то, сделать что-то для человека, попавшего в беду, было бы предосудительно отстраниться. Но я бы сказал, что иногда эгоизм является достоинством: подумайте о многочисленных «благодетелях человечества», погубивших миллионы людей. Можно считать желательным состояние, когда мы не «озабочены» другим: не пытаемся ни осчастливить его, ни ему навредить. Я не доверяю неистовому желанию сделать других счастливыми: обычно это отражение желания передать другим свои неврозы.
Получается, мы никак не можем повлиять ни на наше внутреннее состояние, ни на самоощущение других?
К. Р. К. Р.: Конечно, звучит довольно безнадежно. Но не совсем. Чувство согласия с собой –дар, который надо уметь принимать. И вот тут мы можем кое-что сделать, поскольку вопреки тому, как мы привыкли считать, жить в этом состоянии не так-то просто. Чувство вины и ложная боязнь проявить чрезмерный эгоизм заставляют некоторых из нас отказываться от радости жизни, к которой мы склонны от природы. «Кусочки неудачи проглотить легче, чем кусочки удачи», — заметил испанский философ Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Baltasar Gracian y Morales). Мы умеем сжимать кулаки, стойко переносить трудности, всеми силами противостоять ударам судьбы, проблемам. А вот от «большого куска удачи» мы можем впасть в растерянность. Любовь, богатство, успех иногда труднее «переварить», чем несчастье. Это тот страх победы, о котором говорят применительно к чемпионам, когда они «зависают» и проигрывают партию, хотя у них было все, чтобы победить.
Но чемпион знает, чего он хочет: выиграть матч. А если я не знаю, чего хочу, может, мне надо присмотреться к своему внутреннему «Я», чтобы выбрать верный путь, который приведет к согласию с собой?
«ЛУЧШИЙ ИЗ МИРОВ — ЭТО НЕ ТОТ, ГДЕ ПОЛУЧАЮТ ЖЕЛАЕМОЕ, НО ТАКОЙ, В КОТОРОМ ВООБЩЕ ЧЕГО-ТО ХОТЯТ»
К. Р. К. Р.: Это неверная постановка вопроса, поскольку никакого внутреннего «Я», которое было бы ключом к нашей личности и скрывалось бы за нашим обычным «Я», не существует. Так что я не думаю, что надо пытаться отыскать его у себя — и у других, кстати, тоже. Мы слышим иногда от других: «Мне бы хотелось узнать тебя поглубже». Но есть ли в нас это глубинное, тайное «Я»? Нет, это призрак, ловушка, фантом, который не дает нам покоя. Наше желание его выследить, ухватить, застать врасплох, взять силой — это предприятие, обреченное на неудачу. «Я» каждого из нас соткано из обстоятельств, случайных встреч и событий, которые наложили на нас свой отпечаток. Они превратили нас в лоскутное одеяло, сшитое из множества кусочков — особенных, уникальных. Это «Я» — общественное, а не личное — вполне реально и к тому же прекрасно умеет находить наилучшие для нас решения, не обращаясь за помощью к нашему личному, скрытому «Я».
А как же бессознательное? Вы думаете, его не существует?
К. Р. К. Р.: Существует, но это вовсе не наше тайное «Я», то автономное «Я», которое якобы находится в самой глубине нашего существа. Наша индивидуальность всегда строится в отношениях с другими. Наше бессознательное, импульсы, которые действуют в нас, приходят снаружи. Они возникают оттого, что мы пытаемся воспроизводить, копировать желания наших родителей и тех, кого мы выбрали себе в образцы. Если вы отправились полежать на кушетке психоаналитика, ошибка кроется уже в самом вопросе, который вы себе задаете: «А чего же я хочу на самом деле?» Лучший из миров — не тот, где получают желаемое, а тот, где вообще чего-то хотят. Желание — это жизнь. Главный источник неблагополучия — отсутствие намерения, ясного желания. Тот, кто чувствует разлад с самим собой, часто человек колеблющийся:
Все это не слишком радостно…
К. Р. К. Р.: Ну почему же. Нередко происходят чудеса. Вмешивается случай. И когда так бывает, надо хвататься за протянутый шест. Некоторые умеют использовать свой шанс. Другие, к несчастью, обладают талантом отказываться от того, что было бы для них благом, и предпочитают мучить себя, потому что в страдании они кричат, чувствуют, что живы, и, главное, могут «доставать» окружающих своими несчастьями. Это не такая уж малая компенсация. Как бы там ни было, будьте покойны: все обстоит плохо. Давайте мужаться!