Светлана Кривцова
Директор международного Института экзистенциального консультирования и тренинга.
Девочка в прыжке
Фото
Getty Images

И вот теперь психиатр Дэниел Сигел, много лет посвятивший проблемам дисциплины, регуляции ребенком своих эмоций, рассказывает об этих открытиях.

Вот, например, что происходит, когда ребенок закатывает истерику? Оказывается, возбуждается древний продолговатый отдел мозга, так называемый «мозг рептилии», и пока он возбужден, более молодые корковые зоны не работают, ожидать самоконтроля бессмысленно. Ребенок сможет управлять собой только после того, как мозг (точнее, его вертикальная и горизонтальная структуры) снова заработает гармонично. Но родители, не встретив понимания со стороны ребенка, часто сами превращаются в обиженных детей, полагая, что он «делает нарочно». А тот просто не может совладать с собой!

Спокойная и рассудительная мама будет терпеливо учить его контролировать свои порывы, справляться с гневом, вместо того чтобы стыдить его за безобразные выходки. Но что, если терпение подводит? Что, если мы в стрессе превращаемся в тех строгих, а порой безжалостных воспитателей, которые воспитывали когда-то нас? Тогда нужны новые привычки, опирающиеся на то самое авторитетное и неоспоримое знание, которым и делятся авторы этой книги. Дэниел Сигел и Тина Брайсон с примерами и очень реалистичными выводами объясняют, как вести себя в конфликтах с детьми, как привить им дисциплину, избегая наказаний. Оказывается, это нормально, если ребенок в четыре года не понимает приказа: «Остановись вон у того места!» Но как тогда ему сказать, что на проезжую часть выходить нельзя? Это Сигел тоже подробно объясняет.

Еще один любопытный факт. Все знают, что детям нужна не только твердость, но и поддержка. Многие понимают это так: поругал, потом успокоил. Или: хвалим только за хорошее поведение, а за плохое ругаем, – а как же иначе? Нас именно так и воспитывали. Авторы предлагают иную формулу: сначала прижать к груди, вытереть слезы, установить контакт, а потом уже обсуждать, как надо было сделать и кто виноват. Эта последовательность – не прихоть авторов, а жесткая, не отменяемая нашей волей логика работы мозга. Знание которой, несомненно, поможет многим взрослым растить уверенных в себе и нежно привязанных к ним детей».

Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер

Дэниел Сигел – нейробиолог и психиатр, профессор Медицинской школы при Калифорнийском университете (США). Директор «Института майндсайта» – центра обучения межличностной нейробиологии, автор нескольких книг, среди которых «Майндсайт» (МИФ, 2015). Тина Брайсон – его ученица, детский психотерапевт.

«Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер».
Перевод с английского Натальи Кияченко. Альпина нон-фикшн, 318 с., 2016.