Вадим Ротенберг
Автор концепции поисковой активности головного мозга.
Два состояния тревоги

переживаем легкую тревогу,

легкую такую, такую воздушную.

(Из письма к другу)

Может ли один термин обозначать не просто разные, а противоположные явления? В психологии и медицине такой термин есть – это тревога.

Есть много ситуаций с неопределенным исходом, когда последствия происходящего или результаты твоего собственного поведения могут угрожать твоему благополучию или даже жизни. Когда понимаешь: ты попадал в опасную ситуацию, из которой надо срочно искать выход. При этом естественно возникает тревога – ведь нет уверенности, что ты этот выход найдешь. Например, если заблудился в лесу и наступает ночь. Если прозвучал сигнал воздушной тревоги и неизвестно, куда бежать. Или более обыденная тревога перед экзаменом, когда от успешных ответов на неизвестные вопросы зависит будущее. Тревога, когда идешь на свидание с важным для тебя человеком и не представляешь, какое произведешь на него впечатление. Примеров может быть бесконечное множество. Главное, что характеризует все эти ситуации, – это сильное эмоциональное напряжение, которое проявляется не только в психических переживаниях, но и в физиологических изменениях в организме: учащение сердцебиения, спазм сосудов, повышение артериального давления…

От этого состояния хочется поскорее избавиться.

Но всегда ли полезно избавление от тревоги, например, с помощью лекарств? И помогает ли оно достижению главной цели, например, спасению в опасной ситуации? Ведь перечисленные изменения в организме, связанные с ощущением тревоги, часто необходимы для мобилизации наших жизненных ресурсов, обеспечивающих достижение цели – борьбу с опасностью или бегство от нее. И если как-нибудь избавиться от этого состояния до достижения цели, она так и не будет достигнута. Успокоившись и расслабившись, человек перестанет к ней стремиться, а ведь ее достижение бывает действительно необходимо для выживания или благополучия. Что же получается – что плоха и сама тревога, и избавление от нее?..

Удивительно и то, что и после успешного достижения очень важной для человека цели естественно наступающее расслабление может приводить к отрицательным последствиям для здоровья. В медицине известны так называемые депрессии достижения и психосоматические заболевания, возникающие после достижения конечной цели, когда уже нечего желать и кажется, что можно жить в свое удовольствие. И тревоги больше нет – пока она не возникнет в отношении собственного здоровья. И тогда те, у кого появились болезни достижений, могут позавидовать тем, кто в тяжелейших условиях постоянного напряжения стремились выжить. Выходит, что все плохо – и тревога, и ее отсутствие?..

Более 100 лет назад Yerkes и Dodson предложили решение этого парадокса. Авторы утверждали, что есть оптимальный уровень эмоционального напряжения, который помогает преодолевать препятствия на пути к цели. Если его уровень слишком низок или, наоборот, зашкаливает, это плохо сказывается и на достижении цели, и на здоровье.

Но этот подход не позволяет ответить на ряд вопросов. Например, невротическая тревога, связанная с внутренним конфликтом мотивов, вредна и для здоровья, и для деятельности даже при ее минимальном уровне. А в то же время очень сильное и длительное эмоциональное напряжение, сопровождающее пусть даже не успешные, но не прекращающиеся попытки сопротивления, не разрушают, а укрепляют здоровье. Например, число соматических заболеваний уменьшилось во время Второй мировой войны в условиях всеобщего стресса и сильного эмоционального напряжения.

Если дело не в уровне тревоги, остается предположить, что речь идет о разных качествах тревоги, о разной сущности эмоционального напряжения. Надо различать тревогу мобилизующую, включающую активный поиск выхода из стрессовой ситуации, и тревогу деструктивную, отражающую отказ от поиска и ведущую к капитуляции. Мобилизующая тревога активирует, обеспечивает повышение внимания ко всем событиям и готовность на них реагировать, пробовать разные варианты решения, проверяя последовательно их эффективность и не впадая в панику и отчаяние при неудачах. Именно ее резкое снижение после успешного достижения цели может вести к заболеваниям.

Деструктивная тревога действует в противоположном направлении. Она вызывает паническое хаотическое поведение, которое не помогает найти выход. Если даже случайно человек совершает поступок, который может привести к успеху, он не в состоянии оценить его и извлечь из него урок. Деструктивная тревога часто завершается депрессией. Она возникает в стрессовой ситуации у тех, у кого нет опыта борьбы и преодоления препятствий. Она разрушительна и требует устранения лекарствами или психическим тренингом.

Нам с детства нужно учиться, а впоследствии учить своих детей всегда искать выход - т.е. овладевать навыками поискового поведения, предотвращающего развитие деструктивной тревоги.