Екатерина Шульман

В сочетании разных текстов, написанных вами для СМИ, открылось нечто неожиданное?

Понятно, что основной раздел оказался посвящен гибридным политическим режимам, где соединены элементы демократии и авторитаризма (как сейчас у нас) – это моя любимая тема последнего времени. Вторая, предмет моей прямой научной компетенции, – законотворческий процесс, новые законы, парламентаризм. Неожиданно много в сборнике оказалось о политическом участии: об общественных организациях, гражданской активности и национализме. Лестно видеть, что время в общем подтверждает мои оценки: общественный запрос на этнический национализм у нас не так велик, как принято думать: имперская риторика популярнее, чем националистическая.

Видите ли вы основания для оптимизма?

Смотря какой сценарий для вас – оптимистический. Не видно оснований для новой революции, массового насилия или территориального распада. Одна из основных причин тут – демографическая: если в обществе основная возрастная страта «45+» и старше, то это явно не общество революционеров. Увы, это и не общество развития. Так что главная опасность – не массовое насилие, а застой и деградация.

Практическая политология: пособие по контакту с реальностью

Спасение – в гражданской активности?

Основное препятствие для любых совместных действий – отсутствие чувства базовой безопасности. У общества в целом этого чувства нет, и не без причины вместо здорового ощущения «все получится, а если что – помогут» у людей есть основанное на опыте убеждение «будет плохо, а сделают еще хуже». Но одновременно объединение – это и единственное лекарство от чувства небезопасности. Поэтому мы видим расцвет НКО и благотворительных организаций, работа в которых дает и чувство сопричастности важному, и ощущение собственной значимости, и желание взаимодействовать больше. Укрепление социальной ткани – самое ценное из того, что у нас сейчас происходит.

«Практическая политология: пособие по контакту с реальностью», Ridero, 144 с.