Исследователи из Уоррингтонского колледжа делового администрирования Флоридского университета провели эксперимент, в котором участвовали 90 аспирантов. Им дали задание провести «переговоры» друг с другом. Те, кому поведение партнера казалось недостаточно корректным, сами чаще вели себя неподобающе со следующим «клиентом». Причем подобный эффект сохранялся, даже если вторые переговоры проходили через неделю после первых. В другом эксперименте исследователи дали 47 студентам тест, в котором требовалось как можно быстрее отличить настоящие слова от бессмысленного набора букв. Перед началом студенты стали невольными свидетелями разыгранной сцену между «опоздавшим участником» и руководителем эксперимента. Одна группа студентов видела, что руководитель грубо отчитал опоздавшего, в другом случае он вел себя нейтрально. Студенты, которые наблюдали проявления грубости, намного быстрее распознавали грубые слова в тексте как настоящие. Это показывает, что, когда мы наблюдаем подобное поведение со стороны, наша способность распознавать грубость обостряется.
В третьем эксперименте было продемонстрировано, что грубость другого человека не только обостряет наше восприятие, но и провоцирует нас на аналогичное поведение. Студентам предложили составить ответ на электронное письмо условного «клиента», написанное в нейтральном стиле. Часть из них перед этим посмотрела видео грубой перепалки между коллегами на рабочем месте. Их ответы на письмо в результате оказались более агрессивными, чем у студентов, которые смотрели видеоролик с вежливым общением.
Все это приводит к тому, что грубость распространяется по рабочему коллективу как вирус: человек встречается с грубостью, начинает видеть ее повсюду, сам ведет себя грубо, что вызывает такую же реакцию у коллег. «Проблема в том, что мы слишком терпимы к подобным проявлениям, — отмечает главный автор исследования Тревор Фаулк (Trevor Foulk). — Между тем они наносят громадный вред атмосфере в коллективе и в итоге могут заметно снижать производительность труда».
Подробнее см. Т. Foulk et al. «Catching Rudeness Is Like Catching a Cold: The Contagion Effects of Low-Intensity Negative Behaviors», Journal of Applied Psychology, June 2015.