«Теоретик» (так она себя называла) Ханна Арендт – человек с захватывающей и причудливой судьбой. Ученица влиятельных и «модных» немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса в юности была поразительно красива. С женатым 37-летним Хайдеггером у нее был бурный роман (во время которого они писали друг другу философские письма о своей любви). И диссертацию она написала о любви. Затем «вдруг» (будучи неверующей и выросшей в немецкой протестантской культуре) она увлеклась «еврейским вопросом». С приходом нацистов к власти этот интерес усиливается, она бежит из Германии и начинает сотрудничать с международными еврейскими организациями, призывая евреев сопротивляться нацистам. После выхода фундаментальных «Истоков тоталитаризма» Арендт делает блестящую академическую карьеру в американских университетах. Она занимается социально-политической интерпретацией немецкой экзистенциальной философии в свободном, но неизменно блестящем стиле (в котором слышен страстный, мощный и всегда женский голос). Важной вехой ее пути стал репортаж-размышление о процессе над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. По мнению Арендт, ирония в том, что Эйхман был не способен мыслить и действовать, жил по инерции, – в этой банальности зла, а не в злодейской воле настоящая опасность нацизма. Что может дать надежду в ситуации катастрофы середины XX века, которую Арендт пережила и которую анализировала всю жизнь? Как жить, зная, что люди способны на столь радикальное зло? Только делая ставку на новое, «другое» (как говорил Хайдеггер) начало. Арендт ищет опыт подобных начал – в древних Афинах, во Французской революции, в советах депутатов, которые спонтанно создаются во время революций – в Париже в 1871-м, в Венгрии в 1956-м. И настаивает: если мы расслабимся, положившись на природу, на технику, на экспертов, мы погибнем как человечество.
Ее даты
- 1906: родилась в немецком Ганновере в семье ассимилированных евреев.
- 1924-1928: изучает философию и теологию. Учится у Гуссерля, Ясперса и Хайдеггера.
- 1929: выходит замуж за мыслителя и эссеиста Гюнтера Андерса. Защищает диссертацию «Понятие любви у Августина».
- 1933-1940: спасается во Франции от нацизма.
- 1940: ее интернируют в концлагерь близ города Гурс; побег из лагеря.
- 1941: выходит замуж за философа и поэта Генриха Блюхера и уезжает с ним в США.
- 1941-1951: работает журналистом и редактором.
- 1951: получает американское гражданство; выходят ее «Истоки тоталитаризма».
- 1953 и далее: преподает в Беркли, Принстоне, Колумбийском университете.
- 1958: «Положение человека».
- 1963: «Эйхман в Иерусалиме».
- 1975: умирает в Нью-Йорке. Ее последняя, незаконченная работа «Жизнь духа» издана в 1978 году.
Об авторе
Артемий Магун – политический философ, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор книги «Отрицательная революция. К деконструкции политического субъекта» (Издательство ЕУСПб, 2008).
Возможность действия
Человек сам по себе, по природе, по инерции, внутри себя, ничего собой не представляет. Ни «душа», ни могучий «разум» не исчерпывают его сущности. Только действие по-настоящему достойно человека: оно делает его жизнь радостной и осмысленной, так как выводит человека за его рамки – навстречу другим людям и навстречу новому будущему. Арендт выводит возможность действия из двух экзистенциальных предпосылок: способности рождаться (каждый при рождении уникален, каждый обещает что-то свое) и множественности (людей по определению всегда бывает сразу несколько, а один человек недостаточен для рассмотрения, он только обломок множества).
Власть как потенциал
В философском трактате «Положение человека» описывается «правильная» структура человеческого мира, которая была намеренно уничтожена нацизмом и сталинизмом. Власть – это способность людей действовать сообща, потенциал совместного действия. А там, где люди разрозненны и апатичны, там нет власти вообще. У деспотов в таких обществах есть лишь насилие, а не власть.
Разделение начал
«ДАР НАЧИНАНИЯ ЕСТЬ ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА... ЭТО НАЧАЛО ГАРАНТИРОВАНО КАЖДЫМ НОВЫМ РОЖДЕНИЕМ».
Современное общество смешивает два несущих начала человеческой жизни – публичное и частное. Например, ведущими предметами всеобщего обсуждения являются семья и сексуальность. Однако более правильным, по Арендт, является их разделение – для публичной сферы важно равенство участников, равноправие мнений и действий. Политическая деятельность людей и публичная сфера, где она происходит, – главное для человека и человеческого общества. В частной же сфере, скрытой от чужих глаз, могут существовать и неравенство, и эгоистичный расчет. В современном обществе этот принцип устарел, но Арендт настаивает на нем именно как на принципе. От этих ее идей пошла интеллектуальная мода на «публичную сферу» как на основу и даже во многом замену политической демократии. Но одновременно они подверглись жесткой критике со стороны феминисток: как можно призывать к сохранению традиционных ролей в семье, требуя свободы и равенства только в политике?
Об этом
- Ханна Арендт «Истоки тоталитаризма», ЦентрКом, 1996.
- «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме», Европа, 2008.
- «Vita Activa», Алетейя, 2000.