Валерий Губин
Профессор РГГУ, специалист по современной западной онтологии и антропологии. Автор книг «Жизнь как метафора бытия», «Философия».
Интуиция

Как это возможно – проникать внутрь предмета? Вот передо мной дом. Стоит на этом месте полвека, и иногда мне кажется, я слышу голоса жильцов, которые когда-то здесь жили, их песни под баян в скверике перед домом, разговоры, свадьбы, похороны... А если вслушаться, то можно вообразить и барак, стоявший раньше на месте этого дома, его обитателей, послевоенную шпану... А до того – лесок и мелкое болото, которое в 1920-х годах засыпали песком, чтобы на этом месте поставить барак для переселенцев из деревни... И все это есть в сталинском доме: он сохранил в себе прошлое, и оно проступает, как проступают пятна сырости на его стене весною. Конечно, чтобы все это увидеть, нужно развитое воображение. Воображение – неотъемлемая часть интуиции. Чем оно ярче и свободнее, тем вернее открывает нам реальность. Очевиднее всего механизм интуиции обнаруживается в познании человека. Невозможно узнать человека извне. Один всегда закрыт для другого. Но иногда еле заметная тень, пробежавшая по лицу, улыбка или особый смех открывают для нас душу другого: мы вдруг словно чувствуем его сущность. Во взоре, в мимике внутреннее просвечивает и пробивается наружу. И человек открывается нам, случается откровение одного «Я» другому. Другой не перестает быть для меня тайной, но это тайна, которая соприкасается со мной, вторгается в меня, мной переживается через ее активное воздействие на меня. Все это дано в любом чужом взгляде, направленном на меня, в тайне живых человеческих глаз, на меня устремленных... «Встреча двух пар глаз, скрещение двух взоров – то, с чего начинается всякая любовь и дружба, но и всякая вражда, – всякое вообще, хотя бы самое беглое и поверхностное «общение» – это самое обычное, повседневное явление есть, однако, для того, кто хоть раз над ним задумался, вместе с тем одно из самых таинственных явлений человеческой жизни – вернее, наиболее конкретное обнаружение вечной тайны, образующей самое существо человеческой жизни»*. В этом явлении совершается подлинное чудо: чудо трансцендирования за пределы себя самого, взаимного самораскрытия друг для друга двух людей, полагал Франк.

ДРУГОЙ НЕ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ДЛЯ МЕНЯ ТАЙНОЙ, НО ЭТА ТАЙНА ВТОРГАЕТСЯ В МЕНЯ, МНОЙ ПЕРЕЖИВАЕТСЯ.

Интуиция – это непосредственное, без логических рассуждений и умозаключений, постижение истины, «тот род интеллектуального вчувствования или симпатии, посредством которого мы проникаем внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем есть единственного и невыразимого»**. Это особая способность видеть (а не просто смотреть), с ее помощью мы видим гораздо больше, чем нам предлагает окружающий мир. Погружаясь в этот мир оттенков, интонаций, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что живем, что это и есть подлинная жизнь, а не застывшее отражение познающего разума***.

* С. Франк «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (АСТ, 2007).

** А. Бергсон «Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли» (ЛКИ, 2010).

*** Подробнее см. Glance, 2011, № 2 (21).