Александр Лобок
Создатель модели вероятностного образования и Лаборатории Азартайнинга.
alt
Фото
Getty Images

Карл Ясперс (Karl Jaspers, 1883–1969)

alt

Выдающийся немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Автор многих книг, среди которых – фундаментальный труд «Общая психопатология» (Практика, 1997). Его «Философия» (1932) впервые переведена на русский язык.

Карл Ясперс «Философия», Книга 1 «Философское ориентирование в мире», 384 с., Книга 2 «Просветление экзистенции», 448 с., Книга 3 «Метафизика», 296 с.

Канон+

Советского человека долгое время пытались уверить, что история философии – это не что иное, как восхождение от «неправильных» философских взглядов ко все более правильным и, в конечном счете, к «единственно верным» – тем, что изложены в учебнике под названием «Основы марксистско-ленинской философии». Однако на самом деле философия – вовсе не сумма универсальных истин, но нечто прямо противоположное. Это не готовое знание, а предельная вопросительность человека к себе и к миру. Нечто, рождающееся в нас как внутреннее усилие, как напряженный поиск.

Нет и не может быть единой философии «на всех», но есть философские миры и их сложное взаимодействие. Каждый из них является истинным или правильным ровно в той степени, в какой его автору удается развернуть напряженный диалог между своей уникальной «экзистенциальной ситуацией» (ситуацией, в которой человек обнаруживает свою самость, свое неповторимое «Я») и миром.

О том, как этот диалог складывается, развивается, и написал свою книгу Карл Ясперс. Он размышляет о том, как и почему мы пытаемся найти себя-бытийного – то есть такого, для кого жизнь оказывается не фальшивым слепком предуготовленных кем-то схем, а процессом обнаружения своего «Я», усилием к свободе. Подлинное философствование – это всегда осознание своего предельного одиночества перед миром. Бытие – это всегда только мое бытие. Только в этом случае я строю свою истинную жизнь, а не некую сумму симулякров, подделок, в которых неотличим от прочих.

В этом трудном опыте определения в мире границ и возможностей своего «Я» и состоит суть того, что можно называть «философским ориентированием в мире». И лишь в той мере, в какой у человека есть этот опыт (всегда незаемный, всегда собственный!), он оказывается способен вступать в диалог с иными философскими мирами – в частности, с теми, о которых рассказывают учебники по истории философии…

Книга Ясперса – это в известной степени оправдание философии, которая с прагматической точки зрения абсолютно безрезультатна. Он объясняет, откуда вообще возникает у человека потребность философствовать, какова ее природа и к каким последствиям для общества эта потребность ведет. И эта книга будет интересна всем, кого интересует, как устроена «тонкая мускулатура» культуры – ее философская «мускулатура», которая позволяет этой культуре быть по-настоящему живой, подвижной и продуктивной.