Так сложилось, что несколько раз я оказывалась очень близко к терактам. Я жила в Америке во время теракта 11 сентября, и в Москве — когда взрывались дома на Каширке и были взрывы в метро. У меня много друзей в Израиле, поэтому я много знаю про палестинский терроризм. Сейчас я живу в Париже и поэтому застала и убийство в редакции Charlie Hebdo, и террористическую атаку вечером в пятницу 13 ноября.
Становится понятно, что это — навсегда, и мы всегда будем жить при терроризме, что бы государства и спецслужбы ни пытались с этим сделать.
Это чувство было очень сильным после Беслана — и тогда мы с моим мужем, писателем Сергеем Кузнецовым, решили сделать сайт. Мы запустили
Несколько лет сайт жил своей жизнью: посещаемость резко возрастала после очередного теракта, а потом о нем вновь забывали. Но в последние месяцы, в связи с новой волной террора в Израиле, а теперь вот и в других станах, поток людей стал постоянным. Поэтому мы решили еще раз внимательно перечитать наш сайт.
Как это не печально признавать, советы и рекомендация за эти годы совсем не изменились. Но, перечитывая их сегодня, я вижу, что нашему сайту не хватает раздела, посвященного поведению в социальных сетях. Когда мы его делали, еще не было Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), и даже ЖЖ еще не был так популярен, как в последующие годы. Так что сейчас мы работаем над этим новым разделом. Это очень важно для нас. Соцсети, как и любая другая форма социального общения, могут в нынешней ситуации быть использованы как на благо, так и во зло другим людям. С одной стороны, многие получают возможность говорить о своих страхах и убедиться, что они не одиноки в них. И (или) выражают поддержку и соболезнование родным и близким жертв. Однако после каждого теракта в соцсетях кипят страсти: вот сейчас кто-то хочет покрасить аватарку в цвета французского флага, кто-то — выслать всех мусульман из Франции, а кто-то возмущается, что реакция на теракт в Париже сильнее, чем на теракт в Бейруте. Иногда, читая посты и комментарии знакомых. испытываешь настоящий шок — как можно писать такое? Но, с другой стороны, иногда хорошо знать, что знакомые думают на разные темы, чтобы при необходимости избегать этих тем, общаясь с ними.
Кроме того, я могу посоветовать тщательнее фильтровать свой круг чтения в такие дни. Можно убирать кого-то из ленты и сказать этому человеку: «Я не стал плохо к тебе относиться, но то, что ты говоришь сейчас, мне неприятно» — на самом деле это поможет сохранить отношения, не раздражаясь друг друга. Можно отписаться от тематических групп. Иногда полезно бывает сократить время, которое проводишь в соцсетях.
Не стесняйтесь заботиться о себе, не стесняйтесь защищать себя, поддерживать свое хорошее психологическое состояние. От того, что вам станет хуже, никому не станет лучше — об этом не следует забывать ни в социальных сетях, ни в реальной жизни.
Не будем забывать, что целью террористов являются не только непосредственные жертвы терактов, но психика миллионов людей, которые узнают о трагедии из СМИ или интернета. Не стоит давать террористам возможности достичь их целей. Постараемся сохранять спокойствие и достоинство, помогая себе и другим, даже в наше нелегкое время.