Откуда в нас эта тяга к абсурду? Или мы и правда не видим очевидного?
Откуда в нас эта тяга к абсурду? Или мы и правда не видим очевидного?

Не так давно, переключая каналы ТВ в поисках чего-либо, на одном из эзотерических я услышал примечательную фразу, высказанную очередной женщиной со сверхъестественными способностями:

– А теперь внимательно крестим все чакры.

Видите ли, есть действия, противоречивые в самой своей сути. Например, невозможно отксерить душу. Или, если подойти к проблеме с другой стороны, можно попробовать определить разумные границы человеческой доверчивости. Например, вам впаривают железнодорожный билет до Буэнос-Айреса. Вы открываете статью «Буэнос-Айрес» в Википедии – и выясняете, что этот город находится на другом континенте и туда не ходят поезда. Проверка занимает менее минуты.

Достаточно открыть статьи про крещение и чакры, чтобы убедиться в различии опер. Добавим к этому, что можно запросить и крещение чакр – чтобы лично оценить уровень гона. Впрочем, лет 10–15 назад часть нашей интеллигенции была еще доверчивее. Вот несколько поразивших меня заходов, вброшенных в разговор между прочим, для начала, как сами собой разумеющиеся:

– Ну, вода – это информация, она помнит всё. Поэтому достаточно…

– Гомосексуализм так развит сейчас, потому что в мире вращается много лемурийских душ…

– Ну, что Гитлер был еврей, вы в курсе. Интереснее, что…

Телезрители со стажем припомнят преподобного Сёку Асахару, окучивавшего наше население путем простого покачивания из стороны в сторону (преподобный не владел русским). Его ассистенты, тоже, разумеется, преподобные, едва вписываясь в падежи, наскоро объясняли нам с вами основы духовности. Вернувшись в Японию, преподобные оказались обычными идейными уголовниками, в частности – пустили газ в токийском метро. Впрочем, с авторами неслыханно новых идей все более или менее ясно: шизофрения и мошенничество в различных пропорциях. Любопытнее – спрос. Ведь, согласно Маяковскому, если звезды зажигают, значит, это кому-то надо. Иначе говоря, раз телеканал функционирует, значит, там есть реклама. А раз есть реклама, то есть рейтинги. Значит, кто-то смотрит то, во что вставляется реклама. Крестит чакры. Кто-то перечисляет деньги и отписывает квартиры носителям высшего знания.

Бесконечная доверчивость, думаю, свидетельствует о бесконечной растерянности, потере смысла жизни и деятельности. Не зря по многим каналам того же нашего ТВ косяками идут старые советские фильмы, хорошие и не очень, проникнутые пафосом общего дела. Странно – мы уже в курсе, что эти великие стройки в итоге не сложились в нечто абсолютное и окончательное, что система хозяйствования была абсурдной – и проиграла, как ни рассуждай, более разумной капиталистической. То есть, с одной стороны, мы помним, что ботинки были в дефиците. Но с другой, мы с ностальгическим умилением смотрим фильм о победоносном строительстве ботиночной фабрики, которая обует пол-Европы. Ну, справедливости ради, чаще наши махины выпускали что-то вроде чугунных болванок, а что их было в достатке, в этом сомнения нет.Нам свойствен максимализм. Утратив – кто раньше, кто позже – скрижали идеологической империи, многие из нас хотели бы восстановить всё и сразу. В этом отношении счастливы истинно верующие люди. Но, по-моему, довольно опасно подменять веру доверием и садиться в поезд, не разобрав толком направления – лишь бы вез. Есть, однако, разумная альтернатива.

Мне кажется, осмысленность можно накапливать постепенно, небольшими порциями, пробуя на вкус многие дела и начинания, что-то бракуя, а что-то, наоборот, принимая. Договариваясь с людьми, проясняя их реальные нужды, видя в них возможности каких-то собственных проектов или поступков. Тем более что средств для самоорганизации сегодня в избытке. Согласен – это долгий путь, возможно, подчеркнуто будничный. Но хотя бы чакры крестить не придется.