Как принять Непредставимое
alt

Рада Грановская

Доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, автор многих книг, одна из них – «Психология веры» (Речь, 2004).

«Многим из нас неприятно думать не столько о смерти, сколько о приближении старости: мы боимся ощутить пренебрежение со стороны более молодых, страшимся одиночества, не можем смириться с некоторой бессмысленностью жизни в старости. Что касается самой смерти, в основном мы боимся боли, зависимости от лекарств… При этом совсем не факт, что мы хотели бы жить вечно. Избежать этих страхов помогает ощущение, что какие-то важные жизненные дела, задачи не завершены, – это и есть тот поплавок, за который можно держаться. Но в любом случае каждый из нас проходит несколько этапов: сначала мы отрицаем смерть, потом задумываемся: «Почему я?», чувствуем агрессию, гнев, и лишь потом к нам приходит смирение».

alt

Александр Бадхен

Психотерапевт, содиректор Института психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург).

«Увядают цветы, опадают листья, годы накладывают отпечаток на нашу внешность – умирание и смерть присутствуют рядом с нами, но мы не склонны их замечать, поскольку это угрожает нашему оптимизму. «Каждый знает, что умрет. Но никто не верит. Поскольку если б мы верили, то жили бы по-другому», – утверждал герой книги Митча Элбома*. И действительно, признание факта неизбежности смерти – важнейший момент в жизни. Важно говорить об этом. Как вы впервые узнали о ней? При каких обстоятельствах? Что переживали тогда? Что чувствуете сейчас, размышляя о смерти, представляя, рисуя ее? Важно задавать себе вопросы и искренне отвечать на них: именно это помогает впоследствии поддерживать близких людей и самого себя».

* М. Элбом «Величайший урок жизни, или Вторники с Морри». АСТ, Транзиткнига, 2005.

alt

Филипп Гримбер (Philippe Grimbert)

Психоаналитик, автор книги «Тайна» («Un secret», Grasset, 2004).

«Мы так сильно переживаем потому, что забыли о том, что мы появляемся из ничего, следовательно, из смерти. Я понял это благодаря работе с тяжелобольными детьми: они гораздо меньше нас боятся. Почему? Просто они знают, что приходят оттуда. Нам, стало быть, следует вновь обрести эту детскую мудрость и не забывать о том, что у нас уже был этот опыт небытия – гораздо раньше, чем нынешний опыт существования».

alt

Нифонт Долгополов

Психотерапевт, директор Московского института гештальта и психодрамы.

«Разобравшись, чего именно мы боимся, что стоит для нас за страхом смерти, можно применить это знание с пользой: боимся старения – начнем тщательнее заботиться о себе; не хотим терять близких – будем больше и теплее общаться с ними, наслаждаясь их близостью. Парадоксально, но именно страх смерти зачастую становится для нас отправной точкой, переходом на новый уровень собственного существования. Вот почему бывает так полезно представить, что сегодняшний день – последний...»

alt

Мари де Аннезел (Marie de Hennezel)

Психолог, автор книги «Умирать с открытыми глазами» («Mourir les yeux ouverts», Albin Michel, 2005).

«Если бы я должен был умереть через неделю, что бы я хотел обязательно сделать? Задайте себе этот вопрос, и вы поймете или почувствуете, что для вас важнее всего: для кого-то – закончить книгу, для кого-то – возобновить отношения с семьей… Это зависит от конкретных обстоятельств. Но в любом случае надо жить как можно ближе к своим главным ценностям и целям – вот лучший урок приготовления к смерти».

alt

Светлана Кривцова

Экзистенциальный психотерапевт, автор книги «Как найти согласие с собой и миром» (Генезис, 2004).

«Я думаю, что умирание относится к тем состояниям, которые изнутри не так страшны, как снаружи. Впрочем, не буду настаивать, по причине отсутствия личного опыта. Всякая смерть несправедлива, потому что отбирает возможность что-то еще пережить и сделать, как-то внести себя в жизнь, что-то закончить. То, что «человек не просто смертен – он внезапно смертен», есть напоминание: нужно торопиться, потому что может не хватить времени. Нужно хотя бы начать, просто пуститься в путь. Иначе смерть будет пугать беспрерывно: паническими атаками, ночными кошмарами, непереносимостью чужих болезней и собственного увядания. Мы не можем пожелать себе не умереть никогда. Мы можем пожелать себе другого – достойной смерти среди близких людей в тот час, когда она естественно придет, как приходит вечерняя усталость после трудного интересного дня и человек чувствует: сейчас пора отдохнуть».