Как улучшить жизнь и карьеру, развивая эмоциональный интеллект

В новом коллективе принято сразу же заявлять о себе, — заметив меня, растерянного новичка, опытная участница тренинга «Развитие эмоционального интеллекта (EQ)» Ксения протягивает маркер и табличку, чтобы я мог написать свое имя.

Развить способность чтения и точного выражения эмоций — задача не из легких. Тренинг открывает двери тем, кто хоть раз задумывался, правильно ли он выражает свои эмоции и действительно ли понимает других.

В группе 18 человек, как рядовых офисных работников, так и менеджеров среднего и высшего звена. Заместитель начальника отдела технологического контроля, секретарь по вопросам молодежи, менеджер сети магазинов бытовой техники — каждый пришел сюда разобраться не только с личной, но и с деловой проблемой.

У вас депрессивное настроение? Нужно воспользоваться техникой «мысленного слайда»

— Как вы поступите, если… — ведущая тренинга по управлению эмоциями Ирина Лялина начала занятие с проверки пройденного материала (я попал на финальный урок из четырех). — ...у вас депрессивное настроение?

— Нужно воспользоваться техникой «мысленного слайда»! — почти хором отвечают участники.

— Верно. Напомню суть техники: вы вспоминаете фильм, который пробуждает у вас теплые чувства, или приятный момент из вашей жизни, который вы можете себе хорошо представить. Концентрируете внимание на эмоциях, которые испытывали в тот момент, и настроение улучшается. А что мы делаем, если нахлынул гнев?

— Тогда поможет техника «мысленного жеста»!

Как оказалось, гнев и депрессивное настроение — это примеры последних стадий аффекта. Причиной их появления может стать та же нехватка денег или двухчасовая автомобильная пробка. В подобных непредвиденных обстоятельствах человек моментально начинает нервничать, отдается негативному настроению и отключает работоспособность. Пять минут — это время, за которое на тренинге учат справляться с любой эмоциональной ситуацией.

Среднестатистические менеджеры, которые умеют хорошо говорить, априори успешны в своих компаниях

Обязательная процедура для уставших после работы — разогрев настроения до уровня «радость». В этом помогает игра в слова. Только не та, к которой мы привыкли. Задача — произнести одно и то же слово с разными эмоциями.

— На работе коллеги иногда неправильно транслируют и читают эмоции друг друга, — объясняет Ирина. — Подобное упражнение выявит ваши слабые и сильные стороны. У многих отсутствует конгруэнтность мимики и интонации, то есть мимика и голос находятся в дисбалансе. Голос может быть гневным, а лицо ничего не выражает, и наоборот.

Чтобы избавиться от дисбаланса, нужно ежедневно перед зеркалом произносить любые нейтральные фразы с разной эмоциональной окраской и обязательно следить за мимикой и голосом. Умение вкладывать в слова нужную эмоцию — ценный навык для руководителей.

Интонация, голос, тембр — при постановке задачи или разговоре с подчиненным эмоционально правильное преподнесение информации в несколько десятков раз увеличивает эффективность работы всей компании. Если не развивать эмоциональный интеллект, сообщение будет истолковано неверно.

Ведущая предлагает собравшимся обсудить начальство — назвать черты своих руководителей. В кабинете поднимается гвалт. «Жадные», «нервные», «вечно недовольные» — участники не стесняются в выражениях.

— Но у некоторых есть харизма! — встревает рыжеволосая Ольга.

Участники начинают перешептываться друг с другом. По задумчивым взглядам понятно, что девушка права.

— Харизма! — Ирина вновь акцентирует внимание на слове. — Например, среднестатистические менеджеры, которые умеют хорошо говорить, априори успешны в своих компаниях. Они уверенно выступают на публике и конференциях, без капли волнения ведут переговоры. Такие люди быстро поднимаются по карьерной лестнице и становятся лидерами компаний.

Источник страха на работе — личные амбиции, желание реализоваться на выбранной позиции. Это естественно

Но лидерство на работе может сыграть злую шутку. Вчерашнего коллегу, офисного клерка, который выбился в руководители, зачастую не узнать.

— Многие начальники превращаются в трудоголиков, — рассказывает Ирина. — На работе они не управляют людьми, а отдают команды. У них все структурировано, и любой недочет сотрудника в планах может привести к конфликту. Руководитель зол, а у виновника — стресс.

— Да, да, у меня такое было! Первые полгода после повышения я жутко боялся, что не заслуживаю этой должности, и старался работать больше: сутками сидел на работе, злился на подчиненных, что они не делают так же, — Игорь опускает глаза.

— Я тоже так делаю, но переживаю, что уже не справлюсь с поставленной задачей — управлением людьми, — признается самый пожилой участник курса Владимир.

Но, по словам Ирины Лялиной, боязнь на работе — это нормально.

— Источник этого страха — личные амбиции, желание реализоваться на выбранной позиции, — поясняет ведущая. — И это естественно для любого, кто хочет добиться успеха. Поэтому начальники проводят большую часть времени на работе, концентрируются на задачах и иногда забывают о людях. И, как мы видим, некоторые из вас тоже через это прошли.

Вами руководит рептильная часть мозга. Она порождает негативную мобилизацию организма

Представьте себя на месте руководителя. Что, если бы вас внезапно повысили? Что бы вы испытали, как бы себя вели? Не забывайте, что у любого руководителя есть свой руководитель, перед которым он отвечает.

Чтобы определить, насколько хорошо у участников развиты лидерские качества, какую позицию они обычно занимают в коллективе и какие ошибки допускают в общении с коллегами, предлагается разбиться на две команды по девять человек. Каждый получает карточку с описанием персонажа. «Иван, 17 лет. Недавно закончил ПТУ», «Ирина, 55 лет. В аварии погибло шесть детей. Медсестра» и т.д. Задача: доказать, что указанный персонаж сможет пригодиться на неизведанной планете.

— Должны остаться: мисс мира, доктор и военный! Все остальные не нужны! — громко призывала Елизавета, встав на стул.

— Ага, вижу лидера! — комментирует Ирина.

— Не нужны они вам! Мой рабочий дома будет строить, — ожесточенно убеждает коллег Виктория, раскрасневшись от азарта.

— Вика, вами руководит рептильная часть мозга, — продолжает коуч.

— Она порождает негативную мобилизацию организма, гнев — средство самозащиты.

— Я не буду с ней в команде, она орет как ненормальная! — рвет карточку Наталья.

— Наташа, вы уходите от проблемы! Выслушайте, а потом выскажите свое мнение.

Одно из завершающих заданий курса — обсуждение деловой проблемы. Участники должны научиться правильно разрешать рабочие ситуации.

— Моя коллега — идиотка! Я устала переделывать ее работу! — моделирует ситуацию самая смелая участница Екатерина.

— Спокойно укажите коллеге на ошибки и не поленитесь помочь исправить их, — поясняет Ирина. — Для сглаживания недовольства необходимо выявить причину. Надо успокоиться, выдохнуть и представить себя на месте коллеги: как бы вы повели себя в этой ситуации. Как только вы поймете мотивы поступков людей, вам будет проще устанавливать с ними контакт. А это — самое главное качество лидера.

Эмоциональный интеллект — это часть реальности, которая помогает интерпретировать факты, не окрашивая их в черный цвет. Если человек хочет выработать позитивное отношение к жизни и улучшить ее качество, он должен понимать, что радость и счастье — это работа над собой. Ее никто не подарит, кроме нас самих.

Подробная информация о курсе доступна на сайте учебного центра «Специалист» и по тел. +7 (495) 232 3216.

Об эксперте

Ирина Лялина

Ирина Лялина — командный и карьерный коуч, ведущий преподаватель учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Более 20 лет проводит тренинги по успешным переговорам, управлению мотивацией, тайм-менеджменту, принятию управленческих решений, лидерству и др. Обладает степенью MBA в области управления персоналом.