Когда вмешивается бессознательное

В бесстрастной (казалось бы) офисной обстановке нередко разыгрываются настоящие драмы. Проводя в одном помещении, за интенсивной работой, по 8–10 часов в день, многие из нас испытывают сильное напряжение. В такой ситуации конфликтов не избежать. Накал любви и ненависти достоин античной трагедии. Ведь мы приходим в офис со своим (накопленным с детства) эмоциональным багажом сомнений, тревог и нерешенных проблем.

Есть вопрос?

  • Компания 3wayCoaching, т. (499) 252 1207, www.3wayc.ru
  • Центр обучения персонала «Класс», т. (495) 624 2060, www.klacc.ru
  • Консалтинговая компания – Институт «Новые возможности», т. (812) 325 5473, www.noi.ru

«Отношения с коллегами нередко отражают те связи, которые сложились у нас в детстве с самыми близкими людьми, – поясняет Владимир Дашевский. – Общаясь с такой авторитетной фигурой, как начальник, мы вновь «проигрываем» свои отношения с родителями, а коллег непроизвольно воспринимаем как братьев и сестер или других родственников, которых любили или к которым ревновали». В этой псевдосемье, которую мы строим бессознательно, коуч может стать непредвзятым и доброжелательным посредником. Он помогает услышать то, о чем не было сказано прямо, и озвучивает то, о чем обычно не говорят. Благодаря ему можно научиться расставлять верные приоритеты, концентрироваться на своих возможностях (а не на прошлых ошибках), лучше понимать сослуживцев и начальство.

Корпоративный коучинг

Коуч – не психотерапевт. Он заботится в первую очередь о профессиональной эффективности каждого сотрудника и коллектива в целом. Английское слово coach переводится буквально как «тренер», «наставник» – тот, кто ведет к победе. Коуч – внимательный собеседник, который помогает уточнить цель, принять верное для данных обстоятельств решение, выработать эффективную стратегию поведения. Но он не прорабатывает психологические проблемы, не вдается в подробности семейной истории, которые во многих случаях являются ключевыми. Поэтому нередко его клиенты параллельно проходят курс психотерапии. Продолжительность работы с коучем зависит от потребностей клиента: от одной встречи до совместной работы на протяжении 3–12 месяцев при общении раз-два в месяц. Стоимость часовой консультации – от 3000 рублей.

А. А.

Владимир Дашевский, психолог, член правления Ассоциации бизнес-тренеров России.
Владимир Дашевский, психолог, член правления Ассоциации бизнес-тренеров России.

Три рабочих момента

1. «Почему он со мной не здоровается?»

Елена, 28 лет, экономист

«Я ничего не понимаю. Сегодня утром шеф со мной даже не поздоровался. За всю неделю он если и сказал пару слов, то таким ледяным тоном, что лучше бы вовсе не заметил меня. Никогда мне не улыбнется – как будто я не человек, а машина! Похоже, он на меня злится. Но почему? Правда, я опоздала в понедельник утром, но ведь я объяснила причину: у меня была жуткая ночь, потому что 6-летний сын снова задыхался от астмы, пришлось вызвать скорую. Чтобы наверстать упущенное, я не пошла на обед и задержалась попозже. Но этот факт он оставил без внимания. Зато всегда замечает, если что-то не так. Мне все чаще кажется, что он меня просто ненавидит».

Дмитрий, 48 лет, финансовый директор, начальник Елены

«Проблемы с Еленой? Да нет, все хорошо. Она ответственная девушка и нормальный работник. У меня нет к ней претензий. Конечно, она может допустить ошибку, но у кого их нет? Вы говорите, она опоздала в понедельник? Вполне возможно, но я не обращаю внимания на такие детали. Главное, чтобы работа была сделана в срок. Я доверяю сотрудникам, которые четко выполняют свою работу, и Елена как раз относится к их числу. Она – профессионал, который справляется со своими обязанностями. У нее проблемы в семье? Личные проблемы меня не касаются, я не могу позволить себе уделять сотрудникам времени больше, чем того требует дело».

Взгляд коуча: «Взаимное непонимание между сотрудником и начальником встречается очень часто и постепенно может перерасти в скрытый конфликт. Елена нуждается во внимании, ей необходимо постоянно чувствовать уважение и поддержку своего руководителя. Дмитрий совершенно не понимает этой потребности и рассматривает отношения с Еленой (как и с другими подчиненными) только с точки зрения рабочих задач. Он не видит смысла быть в курсе их ожиданий, чувств и переживаний. Елене же важны эмоции. Она не решается поговорить с Дмитрием, а в результате у нее копится раздражение, иногда ей кажется, что она готова просто взорваться от обиды. Для того чтобы исправить ситуацию, надо обратить внимание Дмитрия на эмоциональную сторону отношений с сотрудниками. С Еленой же следует поработать над ее завышенными ожиданиями: из-за них она оказалась в эмоциональной зависимости от своего руководителя, и это очень осложняет ее жизнь. В ходе коучинга можно предложить ей конкретный план действий: здороваться первой (это поможет снять тревожное ожидание новой встречи с начальством); уточнить свои должностные обязанности (понимание того, чего от нас ждут, делает отношения «прозрачнее») и все-таки откровенно обсудить то, что ее так тревожит, с Дмитрием. В результате, поняв, что шеф, как прагматик, настроен исключительно на деловое общение, Елена сможет точнее выстроить с ним диалог, в отношениях появятся ясность и легкость, а вместе с ними ощущение: меня ценят…»

2. «Из-за нее я теряю работу!»

Ольга, 43 года, помощник Руководителя

«С тех пор как в нашу фирму пришла Валерия, моя жизнь стала просто кошмаром. Она строит из себя этакую трудовую лошадку, а на самом деле, чтобы достичь своего, готова идти по головам у всех, начиная с меня. Я ясно вижу ее игру. Эти искусно расстегнутые рубашечки, мини-юбочки, чересчур блестящая помада... Конечно, все мужчины в нашем офисе только на нее и смотрят. Эта карьеристка вечно торчит в кабинете у шефа: «Игорь Борисович, у меня вопрос! Игорь Борисович, объясните!» До меня она со своими вопросами, разумеется, не снисходит. И немудрено! Ведь руководство передало ей часть моих обязанностей, даже не предупредив меня. Ради чего? Ведь связями со СМИ всегда занималась я и, что называется, набила руку. А теперь ей вдобавок поручили составлять внутренний пресс-релиз для сотрудников компании. Если так будет продолжаться, мне скоро вообще нечего будет делать».

Валерия, 28 лет, PR-менеджер

«Я не понимаю, почему Ольга с самого начала невзлюбила меня. Возможно, она не считает меня профессионалом, – в связях нашей компании со СМИ она действительно разбирается лучше! Но у меня не хватает смелости просить ее о помощи. Что она обо мне подумает? Что я дура, которая вылетит с работы еще до окончания испытательного срока. А теперь мне еще и пресс-релиз поручили! Как я справлюсь? У руководства вечно не хватает времени, чтобы ввести меня в курс дела. А менеджеры из отдела продаж! Они все время торчат у меня в кабинете, болтают и заигрывают. Когда наконец хоть кто-нибудь поймет, что мне нужна помощь?»

Взгляд коуча: «Напряжение возникло из-за сочетания ошибки в управлении и межличностного конфликта. Ольгу поставили перед фактом. Никто не объяснил ей целесообразность нового назначения, которое она восприняла как угрозу своей должности. Ей кажется, что новая сотрудница «захватывает» ее рабочую территорию. Ольга остро переживает это назначение и потому, что эта ситуация вновь обострила ее детские переживания. Она копит обиды на молодую коллегу, ревнуя ее к их общему боссу, не осознавая того, что так же когда-то ревновала младшего брата к родителям. Как во многих семьях взрослые редко советуются с первенцами, заводить ли им второго, так и Ольгу, давно работающую в компании, поставили перед свершившимся фактом, взяв нового сотрудника. И она вновь почувствовала себя беспомощной девочкой. А ведь она и так крайне не уверена в себе и готова нагружать себя работой вне всякой меры, только бы заслужить уважение коллег и руководства. Более молодая «новенькая» вдобавок заставляет Ольгу усомниться в своей женской привлекательности, ставит под вопрос отношения с коллегами-мужчинами. Эмоциональный конфликт усугубляется соперничеством женщин за место рядом с начальником.

Валерия же не разобралась в ситуации и явно не в состоянии с ней справиться. Кто же должен начать разговор? Валерии, как «новенькой», трудно набраться смелости, чтобы пригласить Ольгу пообедать и откровенно поговорить с ней. Ольга же чувствует, что ее достоинство ущемлено, и не станет делать первый шаг. Оценить ситуацию и разрядить напряжение – это задача руководителя: он может сначала встретиться с каждой сотрудницей, а затем предложить им обсудить ситуацию наедине».

3. «Я должна руководить своими коллегами»

Мария, 31 год, руководитель проекта

«Наверное, мне не стоило соглашаться на это повышение. Когда я работала программистом-аналитиком наравне с остальными сотрудниками отдела, обстановка у нас была теплая, дружеская. Смеялись, шутили, порой перемывали косточки начальству. Но теперь начальство – это я, а они не могут или не хотят этого понять. Все началось с моей попытки ускорить сроки сдачи проектов. Они же только похлопывали меня по спине, как раньше, и подтрунивали: «Да что ты изображаешь босса!» Мне пришлось восстанавливать порядок жесткими методами: несколько электронных писем с копиями начальству, журнал учета рабочего времени, пара непродленных контрактов. Дисциплина наладилась, но, когда я захожу в офис, все замолкают. И ходят обедать всей компанией без меня».

Андрей, 24 года, программист-аналитик

«С тех пор как Мария стала руководить проектом, она просто невыносима. Это действительно обидно, потому что она умная и симпатичная девчонка, раньше мы вместе веселились. Но в тот день, когда ее повысили, она чуть ли не перешла с нами на «вы». А теперь треплет нервы, как все начальники: здесь сверхурочные, там контроль. Она постоянно чем-то недовольна. Власть кружит головы, это точно».

Взгляд коуча: «Ревность бывших коллег к повышению по службе – трудность всех вновь назначенных топ-менеджеров. Многие из нас инертны и не готовы видеть начальником того, кто еще вчера был нам ровней, а сегодня руководит нами. Так что назначение сослуживца начальником – испытание для двух сторон. В такой момент всегда проверяется подлинность отношений, привязанностей, дружб. И Марии стоит принять это испытание с благодарностью, поскольку оно позволит ей понять, на кого она может опираться в работе, а кто будет лишь продолжать злословить в ее адрес. Но Мария – перфекционист, «отличница» и хотела бы нравиться всем членам коллектива. В результате она оказалась в эмоциональной зависимости от их мнения. Каждому вновь назначенному начальнику, как и Марии, приходится устанавливать правильную дистанцию со своими прежними сослуживцами. Чтобы завоевать авторитет, с панибратством надо распрощаться. Да и сдержанность не помешает – прошли времена, когда можно было беззаботно посплетничать о ком угодно. Самое простое решение проблемы – заново установить отношения с каждым членом команды. Начните разговор, не обходя при этом больных вопросов: «Вчера я была твоей сотрудницей, а сегодня заняла место руководителя. Как ты это воспринимаешь? Сейчас мне очень нелегко и важно чувствовать поддержку коллег, знать ваше мнение по поводу наших проектов». В какой-то мере плата за ответственность – одиночество. Но бремя власти можно нести изящно».