Работа в команде за столом
Фото
Getty Images

Американские специалисты по менеджменту из бизнес-колледжа им. Фишера в Университете штата Огайо (США) провели два исследования, чтобы выяснить, в каких ситуациях коллеги по работе более склонны помогать друг другу.

В первом исследовании участвовали 267 студентов, которым предложили представить себя членом команды из 15 человек в большой организации, занимающейся продажами. Один из коллег близок к заключению крупной сделки, но ему не хватает времени, и он просит о помощи. Готов ли участник помочь? При этом студентам сообщали различную информацию о том, какую должность в организации «занимают» и они сами, и упомянутый коллега. В различных вариантах сценария участник и его коллега были приблизительно равны по статусу, сильно различались по статусу или же были на средней дистанции друг от друга в иерархии фирмы. Оказалось, что студенты чаще всего были готовы помочь именно коллеге, который был от них не слишком далеко, но и не слишком близко по статусу.

Второе исследование проводилось среди сотрудников реального колл-центра, которые обзванивали клиентов и пытались заключать сделки. Каждый месяц каждому работнику по электронной почте высылался список с показателями продаж всех сотрудников. Таким образом, все они знали свое положение в иерархии.

Хотя рабочие места были разделены перегородками, помощь друг другу поощрялась, нередко сотрудник просил клиента подождать, пока он уточнит ответ на какой-то вопрос у коллеги.

Исследователи предложили 170 работникам этого колл-центра ответить на серию вопросов через интернет. В частности, каждого из них попросили составить списки тех коллег, которые чаще всего обращались к ним за помощью, и тех, кого они сами обычно просили помочь при необходимости.

Сравнив эти списки с иерархией по показателям продаж, ученые обнаружили ту же самую закономерность — сотрудники охотнее всего помогали тем коллегам, которые были не слишком далеко, но и не слишком близко к ним по статусу.

«Коллеги, близкие к вам по статусу, представляют для вас определенную угрозу. Помогая им, вы рискуете тем, что они обгонят вас в иерархии или же просто отнимут у вас время и силы, замедляя ваше собственное продвижение вверх», — говорит один из авторов исследования, Сара Дойл (Sarah Doyle). Помощь тем, кто сильно отличается от вас по статусу, также, вероятно, потребует много времени и сил, от чего могут пострадать ваши собственные результаты. А вот помощь коллегам, находящимся от нас на средней дистанции в иерархии, не представляет особой угрозы и дает прекрасную возможность показать свою готовность к сотрудничеству с другими.

Эти результаты не означают, что сотрудники часто отказывали в помощи «не тем» коллегам. «Мы обнаружили, что большинство работников готово помогать коллегам. Дело не в том, что они отказываются от помощи, а в том, что некоторым из коллег помогают более охотно и готовы приложить для этого больше усилий», — объясняет соавтор исследования Роберт Лунт (Robert Lount).

Подробнее см. S. Doyle et al. «Helping Others Most When They're Not Too Close: Status Distance as a Determinant of Interpersonal Helping in Organizations», Academy of Management Discoveries, November 2015.