Конфликт эпохи интернета
18+

Думаю, многим из нас – из личного опыта и(ли) культуры – знакомы специфические ситуации конфуза. Например, когда ты орешь что-либо собеседнику, перекрикивая громкую музыку, - а музыка вдруг смолкает, и ты орешь в тишине. Или когда тот, о ком ты говоришь, стоит у тебя за спиной. Или ты ляпнул что-то в полемическом пылу, просто не подумав, а это сберегли, зафиксировали, цитируют и припоминают.

До недавних пор такие неприятные ситуации были, скорее, все-таки исключительны - адекватный и воспитанный человек попадал в них, как максимум, несколько раз за жизнь. Интернет и соцсети изменили многое: они как будто специально заточены под умножение подобных конфузов.

Скажем, общение в чате – полный аналог безответственной болтовни в курилке. Чего только ни скажешь вскользь, впроброс, как бы в рифму к предыдущей реплике. В итоге - миллионы километров человеческого трепа застряли в безразмерных залежах интернета и общедоступны. Сказанное вскользь, для пяти человек, чтобы улыбнуться на пару секунд, висит годы. За эти годы его прочтут те, кому оно не предназначено, и может быть, процитируют (копипастом, за пару секунд) в совершенно другом контексте. Представьте себе проклятую курилку, где все проболтанное мистическим образом проступает на стенах, как горящие буквы на Валтасаровом пиру, и висит если не вечно, то до следующей побелки. Спасибо, покурим в другой…

Можно ли в интернете высказаться так, чтобы свои тебя услышали, а чужие – нет? Любой технарь ответит гордо и положительно: есть такой режим, защита информации и все такое. А вот пользователь промедлит с ответом. Оно, конечно, да, но каким-то таинственным образом сказанное узкому кругу однажды становится общедоступным. При этом, естественно, есть и виноватый, тот самый «ябеда». Но сетевая среда освобождает переносчика инфекции от труда излагать чужое своими словами. Вообще, если уподобить информацию инфекции – а иногда эта метафора вполне оправдана, - интернет превращается в идеально заразную среду. При этом обилие ников, псевдонимов и масок только множит ситуации, когда мы не знаем, с кем говорим.

Подводя итог – ситуации, чреватые конфликтами, участились в тысячи раз. Что же – это можно сказать и про сами конфликты?

Наверное, все-таки нет. Не могут все поссориться со всеми, да еще тысячекратно, тем более, если эти все образуют одну среду с близкими интересами. Опять же аналог инфекции – ну, попал ты в вагон метро, где бешеное количество вирусов и бацилл, ну, переболел гриппом, приобрел какой-то иммунитет. Не каждый же раз болеть.

И вот как раз этот иммунитет и есть самое неприятное наследие сетевой среды. Толстокожесть, приобретенное свойство не обижаться на действительно обидные вещи, гнусности и мерзости, толерантность к пошлости. Строго говоря, как хотят, так и живут; тебе не нравится – ну, и не ходи в наш садик. Это да. Но из сетевых сообществ в оффлайн выносится грязная, ранящая, провокативная манера общения. Хорошо, если я ошибаюсь.