
Посреди этого хаоса Конфуций осуществил главное дело своей жизни – создал первую в мире школу, открытую для всех. Его наследие как философа стало продолжением его учительства: «Беседы и суждения» («Лунь Юй») – тонкая тетрадь, в которой собраны его ответы на вопросы учеников. На этом фундаменте выросло лучшее в китайской философии – искусство жить среди людей в гармонии и доброжелательности. И это все, и ничего трансцендентного. На вопрос ученика «Учитель, существуют ли небеса?» Конфуций ответил: «Земля – вот реальность». Его главной задачей было способствовать совершенствованию человеческого в каждом человеке – ведь это единственный способ сделать лучше жизнь всех людей.
Пекин, июнь 1989 года. Человек останавливается посреди проспекта Чань Ан. Перед ним – колонна танков, тянущаяся до площади Тяньаньмынь. Танк во главе колонны пытается объехать хрупкую фигурку, затем останавливается. Человек взбирается на машину и бросает в смотровое отверстие: «Уходите! Вы сеете несчастье в моем городе!» Его уверенный голос звучит с такой жаждой справедливости, что пораженные танкисты замирают; они даже забывают его убить. С тех пор никто так и не узнал имя того пекинца, но каждому и сегодня ясно, что его учителем был Конфуций, учивший никогда не сдаваться перед лицом насилия, откуда бы оно ни шло. Той весной в Пекине на площадь Тяньаньмынь вышли тысячи настоящих конфуцианцев.
Его даты
- 551 год до н. э.: родился в провинции Шаньдон не в самой знатной семье.
- В 5 лет потерял отца.
- В 19 лет становится мелким чиновником – управляющим амбарами.
- В 29 лет открывает первую китайскую школу для всех; плата за обучение – несколько ломтей сушеного мяса.
- В 40 лет путешествует по Китаю в поисках правителя, который бы доверил ему политический пост, позволяющий распространять новые идеи.
- В 50 лет, после того как никто из знати не отвечает на его призыв, возвращается в свою школу.
- В 60 лет, по его словам, «научился во все вникать», а с 70 лет следовал «желаниям сердца» и «не нарушал правил».
- В 72 года скончался в местечке Куфу в окружении 64 своих прямых наследников.
Ключи к пониманию
Требовать лучшей жизни
Открыв школу, в которой могли учиться не только дети из благородных семейств, Конфуций заявил о том, что единственное благородство, которое имеет для него значение, – это благородство души. Поставив мораль на первое место, он стал основателем современного гуманизма и отстаивал право каждого человека требовать лучшей жизни от своих правителей.
Всему можно научиться
Особенно – человечности «Учиться» – вот главное слово, которым открывается первая глава «Бесед и суждений». Это не означает копить книжные знания – скорее постоянно упражняться в том, чтобы отдавать другим то лучшее, что есть в тебе. Конфуцианство – это прежде всего непрестанная нравственная борьба, позволяющая в любых обстоятельствах становиться более достойным человеком. Не судить других «Когда видишь того, кто ведет себя правильно, подражай ему», – говорил Конфуций. И добавлял: «Но если встречаешь того, кто ведет себя неверно, поищи, чем ты на него похож». Чем возвышать себя над другими и становиться им судьей, Конфуций предлагает нам использовать чужие ошибки, чтобы присмотреться к собственной совести и самим стать лучше. «Все мое учение соткано из одной нити, – объяснял он. – Требовательность к себе, снисходительность к другим».
Критерий истины внутри человека
В «Беседах и суждениях» приведена фраза Конфуция, которую спустя столетия повторит философ Иммануил Кант. Один из учеников спросил: «Учитель, есть ли единственное слово, которым можно руководствоваться во всех случаях жизни?» Конфуций ответил: «Никогда не поступай с другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой». Это значит, что критерий, позволяющий оценить поступок, находится не вне человека (в догматах или законах), а в глубине его собственной души. Поэтому необходимо развивать способность к тонкому внутреннему различению истины, чтобы наши поступки стали нравственно более точными.
Иерархия свойственна человеческим отношениям
С точки зрения Конфуция, существование человечества подразумевает существование старших и младших. Подобная иерархия лежит в основе всех отношений, поскольку каждый проходит в жизни через разные роли. Дети должны испытывать к родителям то уважение, которое потом вернется к ним от их собственных детей. А сыновняя почтительность – лучший способ выучиться профессии родителя.
Об этом
- Конфуций «Беседы и суждения» Мир книги, 2006.
- Владимир Малявин «Конфуций» Молодая гвардия, 2007.