Исследование ставило перед собой вопрос выяснить, правда ли, что высокий уровень интеллекта и самоконтроль неизменны или же могут развиваться в процессе работы над собой? Оказалось, что те, кто считает, что эти качества можно приобрести, как правило, лучше справляются с задачами, и не только во время учебы.
Свежие исследования добавили к этому еще и тот факт, что студенты, которые уверены в своей свободной воле (то есть те, кто согласен с утверждениями «Я свободен в своем выборе» и «Я ответственен за свои поступки, даже если последствия будут очень трудными»), учатся лучше1. Ученые убедились, что на такую позицию влияет не только их представление о своих способностях, но и представления о возможностях человека в целом.
В начале исследования Гилад Фельдман (Gilad Feldman) с коллегами предложили 116 студентам оценить по 100-балльной шкале, чувствуют ли они себя свободными в своем выборе и решениях. Затем они попросили их проверить текст на ошибки. Оказалось, что студенты, которые были больше уверены в своей внутренней свободе, справились с заданием лучше.
Затем в начале семестра они задали 600 студентам такой вопрос: считают ли они врожденными такие человеческие качества, как самоконтроль и внутренняя свобода, или их можно приобрести в процессе работы над собой. В конце выяснилось, что студенты, которые считали, что человек приобретает новые качества, окончили семестр лучше.
Эти исследования показывают, что люди, которые верят в свободу своего выбора и в свою личную ответственность за этот выбор, лучше других способны учиться на своих ошибках. Если человек верит в то, что он сам строит свою жизнь, то он больше нацелен на преодоление препятствий и преград, чем тот, кто считает, что все предопределено и он в любом случае обречен на провал.
Такие исследования свидетельствуют о том, что человек определяет свою судьбу и что он всегда свободен в своем выборе. Что касается повышения успеваемости – это самое малое, что может подтвердить результаты этого исследования.
Подробнее см. на
1 G. Feldman et al. «The freedom to excel: Belief in free will predicts better academic performance», Personality and Individual Differences, 2016, vol. 90.