
Поэт и замечательный художник-акварелист, Волошин главной своей школой считал впечатления реальной жизни. Поразительны жизненные и творческие маршруты поэта: Киев, Москва, Петербург, вся Европа, азиатские пустыни и, наконец, знаменитый Коктебель, навсегда связанный с именем Волошина. «Дом Волошина, – говорил Андрей Белый, – это живой слепок неповторимого лика, вечная память о нем». Сам же создатель этого дома писал: «Волошинский дом – это не я. А целый коллектив. Коллектив художников, поэтов, философов, музыкантов, ученых». Памятником Волошину стал и весь Коктебель со знаменитой скалой, напоминающей профиль поэта:
Его полынь хмельна моей тоской,Мой стих поет в волнах его прилива,И на скале, замкнувшей зыбь залива,Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Его даты
- 16 мая 1877: в Киеве в семье члена киевской палаты уголовного и гражданского суда Александра Максимовича Кириенко-Волошина и его жены Елены Оттобальдовны (урожденной Глазе) родился сын Максимилиан. n 1881: смерть отца, переезд в Москву.
- 1897-1900: учеба на юридическом факультете Московского университета.
- 1901: слушает лекции в Сорбонне.
- 1899-1902: путешествует, занимается живописью.
- 1903: строит дом в Коктебеле.
- 1910: выходит его первый сборник «Стихотворения».
- 1917: переводит Эмиля Верхарна, выпускает сборник «Иверни».
- 1920-1922: работает в области народного просвещения.
- 1927: открытие авторской выставки в Государственной академии художественных наук.
- 1929: акварели Волошина экспонируются на выставке в Голландии.
- 1931: передает свой дом Союзу писателей
- 11 августа 1932: Максимилиан Волошин скончался; погребен в Крыму, в Коктебеле на горе Кучук-Енишары, впоследствии названной Волошинской.
Ключи к пониманию
Любовь к странствию
«Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», – писал Волошин матери. Он объездил и обошел пешком пол-Европы и любил чувствовать себя странником. «Полгода, проведенные в пустыне… были решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры». В этом странном для многих единстве выковывался его мир:
Гаснут во времени, тонут в пространствеМысли, событья, мечты, корабли…Я ж уношу в свое странствие странствийЛучшее из наваждений земли.
Дружить щедро
Сам себя Максимилиан Волошин называл «коробейником идей». Марина Цветаева, подхватив его слова, назвала его «коробейником друзей». В самом деле, трудно назвать другого человека, столь щедрого на дружбу, как Волошин. Он любил давать, давал щедро: ночлег, свежую акварель, обед, мысль, стихотворение, надежду. Он предотвращал возможную вражду, зависть, недоброжелательство. Опять Цветаева: «Всякую занесенную для удара руку он, изумлением своим, превращал в опущенную, а бывало, и в протянутую». Делал он это легко и душевно.
Открыть свой дом
В стихотворении «Дом поэта» Волошин признается в любви к, может быть, главному произведению своей жизни – коктебельскому дому:
Утихла буря. Догорел пожар.Я принял жизнь и этот дом, как дар -Нечаянный, – мне вверенный судьбою,Как знак, что я усыновлен землею.
Вряд ли простым гостеприимством можно объяснить такое непостижимое явление, как то, что в 1924 году в доме поэта побывало около 300 человек, в 1925-м – около 400, в 1928-м – 625 и т.д. Среди постоянных гостей – К. Чуковский, И. Эренбург, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов и многие другие поэты и художники.
Всей грудью к морю, прямо на востокОбращена, как церковь, мастерская,И снова человеческий потокСквозь дверь ее течет, не иссякая.
В 1931 году Волошин передал свой дом в дар Союзу писателей.
Понимание как человеческий долг
В дни Первой мировой войны Волошин открыто заявляет: «Я отказываюсь быть солдатом, как европеец, как художник, как поэт… Как поэт я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг – понимание». Война для Волошина – величайшая трагедия народов. Для него в эти дни «нет ни врага, ни брата: все во мне, и я во всех». Еще резче эта позиция проявилась в Гражданскую войну, о чем гениально написала Марина Цветаева: «Он спасал красных от белых и белых от красных, вернее, красного от белых и белого от красных, то есть человека от своры, одного от всех, побежденного от победителей. И в этом выборе он непреклонен:
А я стою один меж нихВ ревущем пламени и дымеИ всеми силами своимиМолюсь за тех и за других.
Об этом
- Сергей Пинаев. «Максимилиан Волошин, или себя забывший бог». Молодая Гвардия, 2005.
Книги Максимилиана Волошина
- «Я мысленно вхожу в ваш кабинет. Стихи, поэмы, статьи». Эксмо, 2002.
- «История моей души». Аграф, 2000.