
Мне хотелось построить школу для свободных детей, но очень долго не приходил ее образ. Он возник в Голландии. Друзья привели меня в школу, на дверях которой было написано Montessori-school. Я не знала, кто такая Монтессори, но с восхищением обнаружила, что дети здесь учатся самостоятельно, без видимой помощи взрослых. А учителя-консультанты подходят то к одному, то к другому лишь по их просьбе. Дети разного возраста занимаются вместе и могут войти в любую классную комнату. Через год я стала делать такую школу в России. На это мне понадобилось 10 лет. В ней, как я и мечтала, поселился дух вдохновенного сотрудничества маленьких и взрослых. Получилась именно школа детей, как придумала ее Мария Монтессори, а не школа для детей, как у нас она устроена. Великая итальянка около ста лет назад предложила педагогическому миру уникальный метод обучения и саморазвития детей: и слабых, и способных, и самых обычных. Опередив время на столетие, она стала самой знаменитой учительницей в мире.
Сегодня в России уже около 2000 дошкольных групп работают в духе Монтессори-педагогики. Но открываются и первые школьные классы, и наши дети смогут учиться в Монтессори-лицеях или гимназиях, так как, уверена, за этой педагогикой из прошлого – наше будущее.
Ее даты
- 31 августа 1870: родилась в окрестностях Анконы (Италия).
- 1896: получает степень доктора медицины.
- 1898: участвует в Международном конгрессе за права женщин в Берлине.
- 1904: возглавляет кафедру педагогической антропологии в Римском университете.
- 1907: открывает первый Дом ребенка для детей рабочих в Риме.
- 1909: публикует работу «Дом ребенка. Метод научной педагогики», переведенную на 8 языков мира (в России впервые опубликована в 1913 году).
- 1914: в Европе и США открываются школы, работающие по методу Монтессори.
- 1934-1939: в Германии фашисты сжигают ее книги, вместе с сыном она уезжает в Англию, затем в Индию. Работая с Ганди, Неру и Тагором, участвует в обучении индийских учителей.
- 1946: возвращается в Европу, чтобы помочь в восстановлении закрытых во время войны школ.
- 1951: выдвинута на Нобелевскую премию мира.
- 5 мая 1952: скончалась в Нордвике (Голландия).
Пять ключей к пониманию
Ребенок – это просто ребенок
Он не взрослый в миниатюре. Взрослый всегда подчиняется внешним обстоятельствам и ожидает немедленных результатов. А ребенок неустанно и непрерывно трудится над собственным развитием, подчиняясь законам роста и не ощущая при этом ни прошлого, ни будущего. Ритм его работы нетороплив. Он познает мир через многочисленные повторения разных действий: маленькие дети могут десятки раз снимать и надевать носочки, изо дня в день возить по полу те же машинки, помногу раз задавать один и тот же вопрос.
Он никогда не бывает праздным
Разум ребенка работает как бьющееся сердце – непроизвольно, без принуждения и усталости. Как в этом убедиться? Вспомните огромную работу, которую проделывает ребенок в первые три года жизни. Незаметно для себя он пытается создать и разграничить две Вселенные: «я» и «не-я», реальное и воображаемое, причину и следствие, прошлое и будущее. Все вокруг привлекает его и помогает расти. Дети способны так концентрировать свое внимание, что не слышат и не видят ничего вокруг. Они предпочитают трудиться по-настоящему. Их главная работа – игра. Дети становятся послушными, если им есть чем заняться и дело их увлекает. Роль взрослых может сводиться лишь к тому, чтобы показать, как обращаться с развивающими игрушками и предметами, как совершать то или иное действие.
Он стремится к познанию
Разум ребенка функционирует не сам по себе, а в тесной связи с нервной и двигательной системой. Ребенок впитывает информацию как губка: смотрит, слушает, крутит в руках и пробует на вкус все, до чего может дотянуться. С помощью тактильных, зрительных и вкусовых ощущений он конструирует свое сознание. Ребенок находится в постоянном развитии, переживая фазы роста и переходные состояния. Например, период «готовности к развитию речи», когда он неосознанно вслушивается во все, что слышит; «готовности к порядку», когда он ощущает потребность в стабильности; или период развития чувств...
Среда свободного развития
Успехи маленьких учеников напрямую зависят от того, насколько точно взрослые готовят детскую развивающую среду. Можно сказать, что сто лет назад М. Монтессори открыла феномен, который современные психологи называют фоновым знанием. В школе и в детском саду Монтессори обустроила классы так, что дети могли абсолютно свободно и самостоятельно действовать. Мебель и предметы, рассчитанные на рост ребенка, дают ему свободу движений и стимулируют развитие всех его чувств. Мария Монтессори разработала целый комплекс развивающих материалов, помогающих ребенку овладеть всем спектром знаний о мире. Эти материалы требуют минимального вмешательства взрослого в процесс обучения.
Помочь сделать самому
Авторитарное воспитание, как и чрезмерная опека, мешают развитию ребенка. Желание быть независимым – одно из самых сильных его чувств, считала Монтессори. Поэтому главная забота взрослых… наблюдать свободное развитие детей, создавать атмосферу, необходимую для их роста и реализации творческой энергии. Дети нуждаются в нашей помощи и руководстве, но включаться в решение их проблем нужно, только когда ребенок просит: «Помоги мне это сделать самому».