«Меня пугают их опасные игры»

Галия Нигметжанова, ведущий психолог московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Взрослых пугают игры, которые дети 8–11 лет устраивают в уединенных местах, в лагере после отбоя или дома, если отсутствуют родители. Это эксперименты с удушением и надавливанием на солнечное сплетение, чтобы усыпить добровольца; «красивые падалки» — навзничь и без страховки. Это и ритуалы, вроде «кровного братания»... Младшие школьники активно исследуют возможности своего тела. Уже испытав (обычно в 5–7 лет) тревогу от осознания факта смертности человека и на время сжившись с ней, ребенок двигается дальше в понимании жизнедеятельности организма — ему «прикольно» наблюдать за нарушением ритма дыхания или состоянием кратковременного обморока. Участвуя в экспериментах, он ощущает себя частью уникального, закрытого сообщества и в то же время чувствует собственное могущество и значимость. Кроме того, младших школьников (особенно мальчиков) привлекает сочетание ощущений боли и страха и следующей за ними эйфории, удовольствия — что связано с последовательным выбросом в кровь адреналина и эндорфинов. Важно установить границы допустимого в подобных играх. Найдите повод рассказать о подобном опыте из своего детства (если он был), об опыте знакомых, о том, в какие игры вы играли, как боялись и преодолевали страх, как не переступали черту болевых ощущений. Объясните, что не стыдно отказаться участвовать в том, что неприятно, не стыдно не поддаться «на слабо». «Слабо» для каждого бывает разным, и подстраиваться под ожидания каждого приятеля невозможно.

Важно помочь ребенку «обрасти» опытом физических усилий и преодоления мышечной боли в совместных путешествиях и спортивных играх. Удостоверьтесь, что он достаточно загружен физически (спортивные занятия помогают понять свои возможности и выстроить с телом хорошие отношения). Начать тревожиться стоит, если такие игры «задержались» в жизни ребенка (как правило, одного-двух «раундов» достаточно, чтобы выйти из этой ситуации). И конечно, гораздо опаснее «забавы» старших подростков 14–18 лет, связанные с удушением ради достижения необычного психофизиологического состояния, близкого к токсическому экстазу. Их стремление к повторению экстремальных телесных манипуляций не имеет ничего общего с первыми «опасными» играми и требует глубокой работы с психологом.

Об этом

«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Мария Осорина

В книге последовательно рассматриваются все стадии освоения ребенком своей телесности и окружающего пространства. Подробно рассказывая о детском сообществе, психолог Мария Осорина помогает взрослым понять смысл многих ситуаций и явлений (Питер, 2011).