Ксения Киселева
Главный редактор журнала Psychologies.
alt
Фото
FOTOBANK.COM

ТЕНДЕНЦИЯ

Мера ответственности

Вопросы экологии регулярно попадают в международные и национальные опросы общественного мнения. В мире сегодня «очень обеспокоены климатическими изменениями» 37% опрошенных. Это чуть меньше, чем до экономического кризиса (41%), но все равно гораздо больше, чем в России (16%). Нас волнуют не столько глобальные проблемы климата, сколько ухудшение ситуации там, где мы живем и работаем: неубранные улицы (51%), загрязненность воздуха (39%) и воды (36%). Несмотря на серьезную озабоченность, в числе самых острых проблем экологию называют только 19% россиян; реально занимаются охраной природы только 4%, а охотно смотрели бы телепередачи о выступлениях зеленых лишь 6%.

Кто должен отвечать за экологиче­скую обстановку? И в мире, и в России (28%) основную ответственность граждане возлагают на государственную власть. В России многие также полагают, что это дело местных властей (40%) и предприятий (4%). 80% убеждены, что для решения экологических проблем в стра­не делается недостаточно. Не отрицая личной ответственности за состояние окружающей среды (84%), большинст­во респондентов (57%) считают, что не могут повлиять на ситуацию. При этом платить «зеленые» налоги готовы только 29% опрошенных*.

* По данным фонда «Общественное мнение» (www.fom.ru), Левада-центра (www.levada.ru), РОМИР (www.romir.ru), компании Nielsen (www.nielsen.com).

ВОПРОС

Почему мы недовольны экологической ситуацией, но не пытаемся ее изменить?

, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.
, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

«Для большинства из нас экологические проблемы абстрактны и не имеют непосредственного отношения к повседневности. Поэтому мы к ним, по большому счету, равнодушны – есть гораздо более актуальные заботы, которые касаются каждого. Но даже если нас волнует то, что происходит с природой, это ничего не меняет в нашем поведении.

Если долго приучать людей к тому, что их дей­ст­вия ни к чему не приводят, а происходящее связано не с их поступками, а с волей некоей высшей силы (начальства, правительст­ва), то они ждут действий от этой высшей силы даже в тех вопросах, которые могли бы решить сами. Этот феномен называется «выученная беспомощность»: после нескольких попыток, которые не привели ни к каким положительным результатам, человек чувствует собственное бес­силие. Раз прикладывать усилия бесполезно, остается только пассивно наблюдать. Выученная беспомощность в нашем обществе формируется у каждого поколения. Бывали лишь очень короткие отрезки времени, когда в целом доминировали условия, благоприят­ствующие ощущению контроля над событиями: конец 80-х, перестройка, возможно, 20-е годы прошлого века.

Еще одна наша особенность заключается в том, что плохое для нас – это норма. Точка отсчета. Для европейца жить плохо ненормально, так не должно быть, это надо менять. А мы привыкли: жили как-нибудь и выживем как-нибудь. Это вопрос отсутствия ценности – ценности жизни и личности».

ОПРОС PSYCHOLOGIES

От слов к делу

В оценке экологической обстановки мнение наших читателей в целом совпадает с мнением россиян: плохой считают ситуацию в своем городе 60% проголосовавших на сайте, хорошей – только 7%. Зато, в отличие от России и мира, 64% полагают, что ответственность за состояние окружающей среды несет каждый из нас, и только 17% возлагают основную ответ­ственность на государство. «Вопросы экологии заботят в основном образованную и обеспеченную часть населения, жителей крупных городов, молодых респондентов, – комментирует результаты интернет-опроса социо­лог Лев Гудков. – Наиболее отзывчивы к проблемам экологии женщины, поскольку они вообще больше озабочены качеством жизни и в то же время склонны к тревожности». Этим отчасти объясняется активность и неравнодушие наших читателей, основную часть которых составляют молодые жительницы городов, хотя обычно «мы, как советские люди, перекладываем всю ответственность на власть, оправдывая тем самым свою пассивность», считает Лев Гудков. «В опросе Psychologies приняли участие те, кто озабочен этой проблемой и хочет отвечать на вопросы, поэтому картина получилась более радужная, чем в целом по России, – продолжает социолог. – Но в принципе желание заботиться о природе говорит о том, что люди способны заглянуть в будущее, думать не только о том, что будет в ближайшие полгода-год, но и дальше, а это означает, что некоторая часть общества постепенно утрачивает характерные черты советского человека и начинает жить более осознанно».

Наталья Гриднева