При возникновении проблем мы сегодня все чаще (и с большей легкостью, чем ранее) обращаемся к помощи психологов. Но обязательно ли при этом полностью полагаться на профессионального психотерапевта? Нельзя ли самому найти путь к своему внутреннему «я», научиться менять свое состояние и справляться с тяжелыми переживаниями, от возникновения которых никто из нас не гарантирован?
Одна моя знакомая интуитивно нашла такой путь. И поделилась этим опытом со мной.
Когда она чувствует, что по каким-то причинам (неважно, по каким) она впадает в состояние фрустрации и испытывает эмоциональный дискомфорт, когда она недовольна собой и тем, как она воспринимает мир вокруг себя, она, прежде всего, ищет возможность хотя бы на короткое время уединиться и погрузиться в свои ощущения. Она не пытается их проанализировать и понять на логическом уровне их причину, – она пытается их «увидеть» как возникающие перед внутренним взором живые образы, и сразу же записывает увиденное безо всякой критической оценки, записывает то, что возникает в ее воображении.
Вот пример:
*Все болит, как будто стоит страшный шум и незаметно в меня вонзается множество копий, эти копья - ненужные не мои смыслы и проблемы, которые нужно решить. Они болят, почему-то. Услышь музыку, протяжную, иди за ней ее извилистым путем слушай ее внимательно. она протяжна тропинка ведет к морю. небо светлеет море приближается, горизонт еще не закатный. музыка продолжается, она завивается как дым, и входит прямо в волны, идет под парусом далеко, в соседнюю страну, где есть заботы, но они не твои, ничего не болит. Вечер вытаскивает копье из твоей лопатки, дым ароматен, близится ночь, праздник, все цветет, слышатся голоса, они вдали, ко мне не относятся ….. ничего не должна.
Или:
В последнее время я не перестаю бежать даже во сне. Бежит такая перфолента, убегает от меня, ее затягивает в черные недра машина, что там делает с ней-неизвестно -наверняка что-то тупое и примитивное. Это вызывает страх. Страх вызывает то, что лента плоская, примитивная, в машине нечем дышать, она быстро протягивает меня через себя, очень быстро, я не успеваю ничего ощутитьПотерян нормальный ритм. Давай искать ритм. есть ли ритм в моей жизни?Когда долго идешь по дороге, возникает ритм. Ритм шагов. Сиртаки.Сиртаки завораживает, приводит в порядок, повторяешь тоже самое в спокойном ритме, сиртаки на берегу синего моря. люди, забывшие кто они медленно двигаются в такт музыке. Море мирно плещет у ног. Небеса светлы, все движется к закату, к просветлению перед угасанием. Ничто не нарушает покоя. мерно плещутся волны, но их не слышно - только мерная музыка. Потом темнеет и тогда мерно плещет море. У моря темно, можно тихо двигаться на дачу, там бабушка уже приготовила чай…
В этих рассказах, записанных для себя, ясно отражен весь этот метод, который я назвал бы аутосуггестией.
Она начинает с того, что записывает слово за словом, безо всякого предварительного обдумывания, тот образный ряд, который непосредственно возникает перед ее взором в связи с текущим эмоциональным состоянием. И когда этот образ уже ясно виден (а это возможно потому, что в нем проявляются живые чувства), он может начать меняться на основе каких-то далеких ассоциаций и воспоминаний (потому, что ей хочется, чтобы он изменился), и новый образ, возникший спонтанно, уже сам вызывает соответствующие ему совершенно другие желаемые чувства.
Например, в последнем отрывке она видит воочию всю бессмысленность своего безостановочного бега. Она замечает, что в этом беге она просто не успевает ощутить жизнь во всей ее полноте, что этот темп бессмыслен. Осознав, что дело в потере нормального ритма, она ищет его в своих воспоминаниях. После этого, она начинает описывать эти картины, входя во все подробности, то есть, давая себе задачу их описать. Она делает это до тех пор, пока она не начинает чувствовать, что ее состояние изменилось.
Так меняется картина мира и образ себя, внутреннее «Я». И как и в медитации, каждый удачный предыдущий опыт такой трансформации облегчает последующее вхождение в сходное состояние.
Но метод этот отличается от медитации. В медитации человек отключается от мира своих актуальных переживаний и входит в виртуальный мир, не очень поддающийся описанию. А в этом методе человек погружается в свои тяжелые переживания, переводит их в образы. И только после этого появляется возможность изменить этот образный ряд и освободиться от эмоционального давления.
Потенциал правополушарного образного мышления, который есть у многих из нас, позволяет человеку погрузиться в собственный мир и увидеть его многоцветность и многозначность. Это «путешествие в себя» дает ощущение собственной бесконечности и предъявляет знание о том, о чем человек сам не всегда знает (догадывается).
Сегодня серо-мутный день. И все, что происходит, как будто бы ложится на войлочную плоскость и поглощается ею. Скоро будет заглочен весь день, переполненный вычеркиванием из списка маленьких делишек. Но я не даю этому свершиться. У меня есть мой мир, бесконечно глубокий, о котором мне в пятницу напомнила шкатулка из ракушек, которая есть у внучки. Каждая из этих остреньких худеньких спиралек, стоящих беспрерывным рядком по кругу, погружала меня в счастливую синюю глубину какого-то дня в моем детстве…
*Здесь и далее сохранена орфография и пунктуация автора