Женщина с фотоаппаратом
Фото
Getty Images

При этом в исследованиях обычно не учитывался контекст изложения этих воспоминаний, в частности два немаловажных фактора – кому именно участник рассказывал о событиях своей жизни и делал ли он это в письменной или же устной форме.

Психологи Азриэль Грайсман (Azriel Grysman) и Амелия Денней (Amelia Denney) из Колледжа имени Гамильтона в Нью-Йорке провели аналогичное исследование, чтобы проверить, насколько подобные факторы могут влиять на автобиографические воспоминания. В эксперименте участвовали 178 студентов, их средний возраст составлял 19 лет (77 мужчин и 101 женщина). Участников попросили описать какую-то стрессовую жизненную ситуацию, в которую им доводилось попадать. В данном случае их просили ограничиться непродолжительными ситуациями, длившимися не более одного дня. При этом студентов просили для начала вспомнить данное событие максимально подробно, а потом уже начинать свое описание, которое могло быть кратким или подробным – на усмотрение участника. При этом половина студентов делились своими воспоминаниями с исследователем-мужчиной, а вторая половина – с женщиной. Вдобавок к этому половина студентов из каждой группы рассказывала о событии вслух, а вторая половина печатала свой рассказ на компьютере в присутствии экспериментатора.

Большинство студентов описывали такие события, как проблемы с учебой, ссоры (особенно с друзьями или постоянным партнером), травмы, смерть домашних животных и так далее. При этом они чередовали описания событий и собственные оценки и интерпретации этих событий. Примечательно, что наиболее длинные описания давали студенты мужского пола, разговаривавшие с исследователем женского пола, при этом они рассказывали больше деталей и подробностей произошедшего. Однако сам по себе характер рассказа существенно не зависел от пола слушателя и от формы изложения (письменной или устной). А вот женщины реже упоминали свои внутренние переживания (чувства и эмоции) при разговоре с мужчиной. Они также реже высказывали собственное мнение о произошедшем при устном рассказе.

Авторы исследования отмечают, что при рассказе о неприятных событиях участникам могло быть сложно откровенно поделиться с психологами своими тяжелыми переживаниями, при этом возможно, что тут также имели место различия между полами. Они полагают, что может иметь смысл провести аналогичное исследование, в котором люди будут рассказывать уже о радостных событиях из жизни.

Подводя итог, авторы отмечают зависимость автобиографической памяти от контекста ситуации. Они цитируют высказывание психолога Робин Фиваш (Robyn Fivush): «Автобиографические воспоминания – это не то, что у нас есть, это то, что мы создаем в процессе взаимодействия (с другими)». Они также отмечают, что по этой причине письменные изложения автобиографии могут заметно отличаться от устного рассказа в процессе общения с собеседником.

Подробнее см. А. Grysman, A. Denney «Gender, experimenter gender and medium of report influence the content of autobiographical memory report», Memory, January 2016.