Храм в Кижах

Британские психологи Леа Гиддингс (Leah Giddings) и Томас Данн (Thomas Dumm) решили проверить, насколько распространены и устойчивы предубеждения против атеистов. Для этого они провели исследование, в котором приняли участие 100 студентов (30 мужчин и 70 женщин) Университета Ноттингем Трент (Великобритания). 42% из них были атеистами, 33% – христианами, остальные исповедовали другие религии. Психологи рассказывали студентам историю о человеке, который попал в мелкую аварию и уехал, не оставив свои контакты. Затем он же нашел кошелек и спокойно забрал все деньги себе. Затем половину участников попросили оценить, какова вероятность того, что этот аморальный человек является учителем (первый вариант) или верующим учителем (второй вариант). Остальным студентам предложили другой выбор – учитель или учитель-атеист.

В условиях недостатка информации правильным в обоих случаях являлся первый ответ – поскольку под него подпадает и верующий учитель, и атеист. Однако некоторые студенты совершили логическую ошибку и выбрали второй вариант – но примечательно, что участники из второй группы совершали эту ошибку гораздо чаще (8% ошибок в первой группе и 66% во второй). Судя по всему, подсознательно аморальное поведение вызывало ассоциации именно с «типичным атеистом».

Чтобы проверить, насколько устойчивы эти предубеждения, исследователи сообщили студентам данные статистики – какая доля населения является верующими или же атеистами – и попросили снова ответить на тот же вопрос. Студенты из первой группы в этот раз ошибались реже. Однако во второй группе количество ошибок практически не уменьшилось, что показывает, что подобные предубеждения слишком глубоки.

Интересно, что подсознательное недоверие к атеистам демонстрировали не только верующие, но и неверующие студенты (хотя и реже).

Чем объяснимы такие предрассудки? Как предполагают авторы, считается, что верующие ощущают себя под постоянным надзором высших сил и поэтому стараются всегда придерживаться морально-нравственных норм, в отличие от атеистов, которые подобного надзора не ощущают. Нормы морали и правила поведения, предписанные в определенных религиях, также являются общими для всех приверженцев этих религий. Напротив, хотя многие атеисты также придерживаются строгих моральных и нравственных принципов, не существует какого-либо общего кодекса этих принципов, которому следуют все атеисты.

Впрочем, наличие или отсутствие подобных предрассудков во многом зависит от страны и культуры. А как обстоит дело с отношением к атеистам в России? Вот результаты опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» в конце 2013 года1.

  • Около 20% опрошенных вообще не знали слова «атеизм»
  • У 42% атеизм ассоциируется просто с отсутствием веры в Бога, явно негативные ассоциации возникают реже (менее 10% опрошенных)
  • 61% относятся к атеизму безразлично, 9% – положительно, 20% – отрицательно
  • 75% считают, что атеисты ничем принципиально не отличаются от верующих
  • Всего 4% опрошенных относятся к атеистам с осуждением
  • Лишь 6% опрошенных, назвавших себя атеистами, заявили, что им доводилось подвергаться дискриминации из-за своих атеистических убеждений.

Подробнее см. L. Giddings, T. Dunn « The Robustness of Anti-Atheist Prejudice as Measured by Way of Cognitive Errors», The International Journal for the Psychology of Religion, 2016, vol. 26, № 2.


1 fom.ru/obshchestvo/11289