Женщина заглядывает за высокую стену
Фото
Getty Images

Американские исследователи решили проверить гипотезу о том, что люди готовы сознательно терпеть неприятные или даже болезненные ощущения только для того, чтобы удовлетворить даже «праздное» любопытство, не сулящее никакой выгоды.

Они провели серию экспериментов. В первом участвовали 54 студента, которые не знали об истинной цели исследования. Участников пригласили в психологическую лабораторию и попросили подождать. Во время ожидания им, как бы между прочим, показали набор специальных ручек, которые при нажатии на кнопку больно били током. Студентам сказали, что ручки остались в лаборатории от предыдущих экспериментов, однако разрешили брать их и нажимать на кнопки, якобы чтобы не скучать во время ожидания.

При этом не всем студентам оставляли одинаковый набор ручек. Некоторым из них достались ручки, помеченные цветными наклейками: «красные» били током, а «зеленые» были безопасны. Другой группе студентов достался набор «желтых» ручек, при этом им сказали, что некоторые из них бьют током, а другие – нет.

Как и ожидалось, любопытство взяло верх: студенты не слишком интересовались ручками, которые были однозначно помечены (в среднем один раз нажимали на кнопку зеленой ручки и два раза – на кнопки красных), но обычно хотели выяснить, бьют ли током желтые ручки, – в среднем они попробовали нажимать на пять из них. Во втором эксперименте студентам оставляли по 10 ручек каждого цвета, и снова они больше интересовались «загадочными» желтыми ручками.

В третьем эксперименте участникам показывали компьютерный монитор с 48 виртуальными кнопками. Часть кнопок была обозначена как «гвоздь», и при нажатии на них проигрывался неприятный звук скрежета гвоздя по школьной доске, другие кнопки были обозначены как «вода» и проигрывали звук журчащей воды, на остальных кнопках стоял знак вопроса, и они при нажатии могли проигрывать любой из этих двух звуков. Разным участникам показывали эти кнопки в различных пропорциях. Оказалось, что когда большинство кнопок были со знаком вопроса, участник в среднем нажимал на 39 различных кнопок, когда же их назначение было в основном известно – то лишь на 28.

Примечательно, что после эксперимента участников спрашивали об их психологическом состоянии. Те, кому досталось больше «загадочных» кнопок и кто, соответственно, больше поддался любопытству, чувствовали себя хуже.

«Стремясь удовлетворить свое любопытство, люди зачастую не продумывают потенциальные выгоды и издержки и стремятся найти ответ на интересующие их вопросы, даже если заведомо знают, что это принесет им лишь вред», – заключают авторы исследования.

Подробнее см. С. Hsee, В. Ruan «The Pandora Effect: The Power and Peril of Curiosity», Psychological Science, March 2016.