Специалисты по менеджменту Кэтрин Децеллес (Katherine DeCelles) и Майкл Нортон (Michael Norton) изучили статистику по беспорядкам на борту самолетов одной из крупных авиакомпаний и обнаружили любопытную закономерность – если в самолете был салон повышенной комфотности (первый класс и/или бизнес-класс), пассажиры эконом-класса чаще устраивали скандалы и беспорядки – особенно если при посадке им приходилось проходить мимо мест первого класса и воочию наблюдать более успешных и богатых пассажиров, проводивших полет в гораздо более комфортных условиях.
Исследования показывают, что переживание неравенства и кажущейся несправедливости плохо влияет на наше физическое и психическое здоровье и самочувствие. Поэтому не так уж удивительно, что само наличие в самолете первого класса по статистике повышает вероятность беспорядков на борту не меньше, чем 10-часовая задержка рейса.
Пассажиры первого класса более склонны к скандалам. Возможно, осознание своей исключительности и превосходства заставляет их забыть о хороших манерах
Интересно, что пассажиры первого класса на таких рейсах тоже были более склонны к скандалам. Возможно, осознание своей исключительности и превосходства заставляет их забыть о хороших манерах. В целом подобные инциденты на борту самолетов с несколькими классами салонов случались в четыре раза чаще по сравнению с теми рейсами, где все пассажиры находились в равных условиях. Свою лепту вносили и другие проблемы – теснота в салоне, задержка рейсов, длительность полета.
Какие именно беспорядки устраивали пассажиры? Чаще всего речь шла о сильном алкогольном опьянении, скандалах с проявлением агрессии, неподчинении требованиям стюардесс. Иногда пассажиры пытались курить. Изредка встречались и случаи непристойных действий сексуального характера и употребления наркотиков. Мужчины устраивали беспорядки примерно в три раза чаще, чем женщины.
Исследователи рекомендуют авиакомпаниям постараться организовать салоны самолета и сам процесс посадки таким образом, чтобы пассажиры разных классов по возможности не контактировали между собой и не видели других салонов.
Подробнее см. К. DeCelles, М. Norton «Physical and situational inequality on airplanes predicts air rage», PNAS, April 2016.