
На Западе его называли предтечей экзистенциализма, но о самих экзистенциалистах Бердяев отзывался с пренебрежением: они не переживают проблему существования, а лишь рассуждают о ней. Сам же он заявлял, что не любит логического мышления: Бердяев не рассуждал и даже не философствовал – он пророчествовал. Он всегда ощущал себя пленником действительности и стремился вырваться из ее плена. В молодости ему казалось, что плен этот социален, – и он стал марксистом. Потом понял, что путы, связующие человека, прячутся глубже, – и обратился к религии. Позже осознал, что и религия не дает ему радости освобождения и что подлинную свободу можно обрести лишь напряжением всех творческих сил. Поэтому главные его пророчества – о творчестве и о свободе.
Он мог работать, лишь находясь в гуще жизни, – лучше всего ему писалось в послереволюционной России, где его могли расстрелять, и под немецкими бомбами во Франции. Незадолго до смерти Бердяев писал: «Я не учитель жизни, не отец отечества, не пастырь. Я продолжаю воспринимать себя юношей, почти мальчиком. Это мой вечный возраст». И в этом его урок нам, с младых ногтей утрачивающим идеализм и легко попадающим в путы обыденности. Бердяев всю свою жизнь учился разрывать эти путы, и сегодня его пример важен нам как никогда.
Его даты
- 19 марта 1874: родился в Киеве в аристократической семье.
- 1894: отправлен в киевский кадетский корпус, но отказывается от военной карьеры и поступает на естественный факультет Киевского университета.
- 1905-1906: вместе с С.Н. Булгаковым редактирует журнал «Вопросы жизни», где соседствуют либеральная политика и религиозные поиски.
- 1907-1908: поселяется в Москве, где сближается с православными философами.
- 1916: публикация книги «Смысл творчества», которую философ считал одним из главных трудов своей жизни.
- 1918: создает Вольную академию духовной культуры, где читает курс лекций по философии истории, участвует в семинаре по Достоевскому.
- 1920: избирается профессором историко-филологического факультета Московского университета.
- 1922: летом арестован ЧК, осенью выслан в Германию.
- 1922-1924: живет в Берлине, где начинает приобретать европейскую славу.
- 1924: переезжает в Париж.
- 1947: становится доктором богословия Кембриджского университета.
- 23 марта 1948: умирает за рабочим столом в своем доме в пригороде Парижа Кламаре.
Пять ключей к пониманию
Свобода первична
Бердяев понимал свободу иначе, чем большинство философов. Для него она не просто свобода выбора, а нечто гораздо большее. Он называл ее «несотворенной свободой», так как она предшествует всему – даже Богу. Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека, то есть размыкает круг своего одиночества. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь.
Освободиться через творчество
Единственным путем к свободе является творчество. Для Бердяева это очень широкое, но вполне конкретное понятие. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но экстатические состояния преходящи: на миг прикоснувшись к вечности, человек обречен возвращаться назад во время, где его ждет постылая обыденность существования. Период подъема сменяется упадком, но так будет не всегда.
Стремиться к преображению
Бердяев верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Бердяеву было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.
Личность превыше всего
Бердяев подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Бердяева были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.
Несовершенство преодолимо
Бердяев вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.