Оливер Сакс «Мигрень»

Женщина накладывает макияж лишь на правую сторону лица. Она встает из-за стола голодная, но половина еды на ее тарелке нетронута: женщина ее не видела. Она не видит ничего слева. И не подозревает о том, что там что-то есть. Из ее сознания полностью выпала сама идея «левого». Это не безумие. Это – мигрень. Головная боль не единственный ее признак и не главный. Эта болезнь сопровождается нарушениями восприятия. Некоторые из них заметны, другие нет: провалы в картине мира трудно распознать. «Мигрень» знаменитого британского нейропсихолога Оливера Сакса на первый взгляд кажется специальной работой. Автор в предисловии адресует ее прежде всего больному: «...он будет знать, чем страдает, что означает его недуг, и перестанет его бояться». Но она интересна и для тех, кто этой болезни, на свое счастье, не подвержен. И даже не потому, что ею были отмечены многие великие умы, включая Канта и Фрейда, а Булгаков (врач по первой профессии) наградил гемикранией (это греческое слово, пройдя через французский язык, превратилось в знакомую нам «мигрень») своего Пилата, чтобы объяснить, почему незлой человек обрек другого на смерть. Помимо вопросов специальных (о симптомах и способах лечения) Сакс размышляет о природе болезни, о том, как она связана с личностью человека, и об основах восприятия. Его размышления способны пролить новый свет на наши собственные взгляды, а иногда – заставить задаться вопросом о том, как мы воспринимаем окружающее. Не упускаем ли чего-то, о чем мы даже не подозреваем, что оно существует, как та пациентка не подозревала о существовании левой стороны мира?

Астрель, 476 с.