Он ее обожал, а она его преданно любила, но никогда, впрочем, не потакала. Эту прекрасную формулу отношений предложил П. Г. Вудхауз. Так мой дедушка любил мою бабушку. Он прожил с ней всю жизнь, она была очень требовательной. Дед ей во всем потакал. Так мой папа любил мою маму. Мама не была в браке такой же творчески-капризной, как бабушка, но тоже могла пальчиком поуказывать.
Всегда в нашей большой семье супружеские отношения были важнее детско-родительских. И детям в таком устройстве семьи расти было... по-разному. В зависимости от времени и общества, которое их окружало.
Мама — человек дружбы. Она родилась в 1923 году. В ее рассказах о детстве не встречается историй о том, как она там что-то вместе с родителями делала, — только про то, как она их сопровождала в эвакуацию. Поскольку мои бабушка и дедушка были «понаехавшие» из обломков Австро-Венгерской империи, никто из них по-русски нормально не говорил и привычки были совсем другие. Есть популярный в семье рассказ о том, как мама закончила школу. Сдав последний экзамен, три подруги зашли к одним родителям — их поздравили, зашли к другим — их поздравили, потом к маме домой. Там все за столом сидят, ужинают. Девочек посадили, и никто ничего — общий разговор продолжается. Мама обиделась. Дед спрашивает: «Чего?» Мама говорит: вот мы сегодня последний экзамен сдали, школу закончили. Все засмеялись, и дед говорит: «А ты что хотела, десять лет учиться и не закончить?» У мамы всегда отношения с друзьями были очень близкие и эмоциональные, а с бабушкой, например, были дистантные и, на мой профессиональный взгляд, без больших обид. Сегодня в своем кабинете я слышу очень много горьких рассказов о том, как не хотели ребенка (собственно, этот, выросший уже, ребенок и есть мой клиент), не хотели ребенка этого пола, как брата или сестру любили больше. Как родители чего-то не подарили, хотя обещали. Как критиковали. Как не поддерживали. Люди нашего времени, как мне кажется, страдают от таких ситуаций сильнее, чем люди поколения моей мамы. Было известно, что маминого старшего брата бабушка любила больше, чем маму. «Я и сама его обожала» — это мамино отношение к такому раскладу в семье...
Сейчас единообразных представлений о том, как правильно воспитывать детей, в обществе нет. Особенно популярны трудоемкие модели: кормить грудью до трех лет, учить всему лет с двух. Ни в коем случае не травмировать. Но были ли наши родители неправы, если воспитывали нас иначе?
Ребенок — ресурсное создание с огромной жизненной силой. Вовсе не собственные слезы его впечатляют, а тревожная реакция на них мамы с папой. Если мы будем помнить об этом, то сможем меньше обижаться на родителей и меньше страдать от их ошибок... если они были.