Они не разучились восхищаться

Елена, 31 год, заведующая отделением лечения бесплодия и ЭКО медицинского центра «Я ощущаю себя причастной к чуду»

alt

«Я благодарна судьбе за то, что у меня такая замечательная профессия — дело, которое мне очень подходит. Еще 30 лет назад у таких пациенток, как мои, не было шансов узнать материнство. Экстракорпоральное оплодотворение стало переворотом в лечении бесплодия, оно дает шанс любой женщине иметь детей. Способность выносить и родить ребенка — это настоящее чудо. На первый взгляд, я не сталкиваюсь с тяжелобольными людьми. И тем не менее истории моих пациенток — часто истории страдания, отчаяния, безысходности. К этому невозможно привыкнуть, я горячо сопереживаю им и очень хочу помочь. Поэтому самый счастливый, удивительный момент — когда я сообщаю пациентке, что она беременна. Я вижу смятение, испуг, восторг и почти всегда — слезы! Я же чувствую какую-то особую радость, душевный подъем от сознания, что причастна к этому огромному, поворотному в жизни женщины событию. Я и пошла в медицину, потому что мне хотелось быть нужной. Горжусь тем, что сама нашла свой путь. В моей семье медиков не было, но родители дали мне возможность сделать свой выбор, за что я им очень благодарна. Работа целиком захватывает меня. Я помню всех своих пациенток. Формально наши отношения заканчиваются, когда у них наступает беременность. Но мне важно знать, как она протекает, благополучно ли прошли роды, я чувствую себя ответственной за этих женщин, слежу за их судьбой. Со многими мы становимся друзьями. Я вижу смысл в том, что делаю, и это по-настоящему вдохновляет».

Способностью восторгаться, восхищаться тем, что происходит вокруг, мы одарены с рождения. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за ребенком, которому всего несколько месяцев. С каким удовольствием он осматривается вокруг! Все привлекает его, захватывает, восхищает. Свою радость жизни ребенок выражает всем телом — весело смеется и вскрикивает, открыв для себя нечто новое или вновь узнавая знакомое. Он все хочет потрогать, понюхать, попробовать на вкус — бабочку и цветок, отцовскую бородку и куклу старшей сестры, одеяло и шапочку. Но что-то будет лет через тридцать… Перемена разительна. Повзрослев, в строгом деловом костюме он летит в дальнюю командировку. Ему улыбается стюардесса, но он не замечает, какой удивительный оттенок у ее зеленых глаз. Когда занимается заря, самолет пролетает над горами. От красоты горного пейзажа захватывает дух. Но никто из пассажиров ее не видит, никто и не смотрит в иллюминатор — кроме женщины на месте 4А. Она не в первый раз летит этим рейсом, но восход солнца вновь и вновь завораживает ее — она очарована, она не может оторвать глаз. Она в восторге.

«МЫ РОЖДАЕМСЯ СО СПОСОБНОСТЬЮ РЕЗОНИРОВАТЬ СО ВСЕМ ХОРОШИМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЖИЗНИ»

«Когда яркие впечатления волнуют нас, мы приходим с ними в сильный резонанс, — говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Мгновенно чувствуем внутреннее движение, поток, теплую волну, которая поднимается из глубины. Она-то и переживается как восхищение, высшее удовлетворение, восторг». Это острое чувство отражает наше отношению к миру, наше доверие к жизни и к самим себе — оказывается, мы еще способны так сильно реагировать!

Варлен, 85 лет, социолог «Жизнь меня по-прежнему воодушевляет»

alt

«Радость творчества, восторг, восхищение, любопытство — я чувствую все то же, что и в начале пути. Жизнь по-прежнему воодушевляет меня. Я занимаюсь социологией более полувека. В начале, во времена «оттепели», мы с коллегами — яркими, смелыми, талантливыми учеными — вместе боролись против официального догматизма, за утверждение научной социологии. Эта среда вдохновляла и подпитывала каждого из нас. Теперь я отошел от эмпирических исследований, переключившись на теоретическую работу. И это тоже борьба, в которой я защищаю свои взгляды. Я убежден: отстаивать то, во что ты веришь, — один из главных компонентов счастья. Но не единственный. У меня давний круг надежных, верных друзей. Вместе мы пережили столько прекрасного и волнующего: ходили в горы и на байдарках, придумывали и ставили мюзиклы, темой которых была нелегкая жизнь российской науки. У нас общие интересы и убеждения, мы можем во всем положиться друг на друга, и наша связь крепче, чем родственная. Эта дружба — огромный подарок судьбы. Во всех делах меня неизменно поддерживает моя семья — жена, с которой мы вместе уже 43 года, и сын — наша гордость. Вот уже 10 лет я начинаю свой день с часового занятия даосской йогой, которая мобилизует не только тело, но и сознание. Я уже не хожу в походы, но каждое лето совершаю путешествия — в Черногорию, где работает сын, на Валдай, там у нас есть дом. Я восхищаюсь природой этих прекрасных мест, волшебным зрелищем восходов и закатов. Я живу наполненной жизнью, и каждый день дарит мне мгновения счастья».

Закрываясь от мира

Мы рождаемся со способностью резонировать со всем хорошим в жизни, утверждает психотерапевт. Но чем старше становимся, тем реже испытываем это удивительное переживание. Обязательства, ответственность — заботы настолько поглощают нас, что мы становимся непроницаемыми для непредсказуемой красоты окружающего мира, его тайны и магии. «Дети эмоционально очень открыты: восхищение, удивление — самые естественные для них чувства, — поясняет Светлана Кривцова. — Взрослея, переживая обиды, неудачи, боль, многие из нас (часто бессознательно) решают больше не рисковать. Но, закрываясь от болезненного, ранящего, травмирующего, мы закрываемся и от прекрасного, удивительного. Возникает отчуждение, за которое мы расплачиваемся скукой, апатией, разочарованностью, потерей смысла».

Взрослея, мы словно понемногу обмениваем свою способность восхищаться на способность понимать, противостоять, держать под контролем мир, по которому движемся к своим целям. «Чтобы вынести всю горечь и грубость существования, мы выбираем либо идеализм как способ свести реальность к концепции, либо его противоположность — материализм, печальный и трагический путь, отвергающий всякое интеллектуальное объяснение», — констатирует философ Бертран Вержели (Bertrand Vergely).

Наталья, 32 года, искусствовед «Мне хочется делать что-то свое!»

alt

«Каждое утро я просыпаюсь с ощущением, что сегодня меня ждет что-то удивительное. Наверное, я в детстве слишком начиталась приключенческих романов. И для меня жизнь в первую очередь — это приключение. Поэтому я так тосковала в школе, хотя училась легко. Я много читала — в книжках было то необычное, увлекательное, захватывающее, чего я не находила в жизни. И в университете, где я училась на искусствоведческом — уж вроде бы, что интереснее? — все отравляла рутинная система преподавания. Мне даже высокое классическое искусство долго не нравилось — казалось слишком гармоничным и правильным. Студенткой я мечтала работать в Пушкинском музее. Но там пришлось бы не один год ждать, когда появится возможность что-то сделать самостоятельно. А я, увы, не из терпеливых. Мне все надо сейчас! На счастье, когда я заканчивала учиться, стали возникать частные галереи, забурлила выставочная деятельность. Я сразу начала делать свои проекты: один, другой, третий... Не всегда получалось удачно, не хватало знаний, умения. Но был такой драйв, такое восхитительное ощущение абсолютной свободы! Теперь я занимаюсь проектом модернизации Политехнического музея. С 70-х годов прошлого века он, по сути, перестал развиваться, почти законсервировался. И мне очень хочется, чтобы нашей команде удалось превратить его в живой, современный центр, притягательный для взрослых и детей. Я поняла, что жизнь дает огромное количество возможностей. Можно все! Только придумывай и делай».

Отвергнуть досаду, горечь и страх

Но есть еще третий путь, которым мы чаще пренебрегаем: восхищение. Не наивность, оставшаяся от детства, не свойство натуры, не черта характера (которой наделены лишь единицы) — а сознательный, свободный выбор: отвергнуть досаду и страх и относиться к миру открыто и с любопытством. Как говорит Бертран Вержели, ступить на «философский материк».

«Восхищаться — значит решить для себя, что перестаешь беспокоиться и с благодарностью наслаждаешься тем, что с тобой происходит», — резюмирует он. Легко сказать, но как это сделать? Философ предлагает нам подсказку: восхищаться — значит согласиться понимать... не все. И не стараться все объяснить.

Испытания, трудности, тревога лишают нас способности восхищаться. Но именно они могут и вернуть нам эту способность. «Восторг взрослого человека — это переживание, идущее из самой сердцевины его натуры, — говорит Бертран Вержели. — Это полнота, которую испытывают те, кто решился и преодолел ощущение внутренней пустоты… По-настоящему восторженные люди — потрясающие существа. Из них получаются великолепные, страстные борцы с несправедливостью». Ничего общего с наивным простодушием!

Первый шаг — это удивиться себе

Расскажите свою историю

«Наша способность восхищаться — пейзажем, музыкой, любимой командой, блестящей идеей, да мало ли чем! — зависит прежде всего от нашего (фундаментального) отношения к жизни, — соглашается Светлана Кривцова. — От того, как мы отвечаем себе на вопрос: «Жизнь — это хорошо или плохо?» Если мы настроены позитивно («да, жизнь прекрасна, как бы она ни была трудна»), та волна, которая в нас поднимается от соприкосновения с прекрасным, многократно усиливается и перерастает в восхищение. И наоборот, если фундаментальное отношение отрицательно («жизнь невыносима»), оно гасит эту волну. Тогда человеку тяжело видеть красоту, она причиняет боль, даже вызывает раздражение, агрессию». Смотреть ли на жизнь с восхищением или как-то иначе — дело личного выбора. Это работа, определенный путь, реалистичное и конкретное решение занять ясную позицию. Но первый шаг к восхищению — это удивиться себе, подобно ребенку, который открывает впервые, что он, оказывается, может стоять сам, без поддержки. Изумляться себе — значит открывать то, чего мы прежде не замечали. И быть согласными на то, чтобы нас могла затронуть красота и абсолютная тайна жизни.