alt

Вполне возможно, что красивые люди действительно полезнее для своих компаний – например, профессор эволюционной биологии и нейробиологии Университета Чикаго Дарио Маэстрипьери считает, что они приносят компаниям более значимую прибыль и, как следствие, могут рассчитывать и на более высокое вознаграждение (1). Можно заподозрить, что внешние данные играют значимую роль для сотрудников, занятых в продажах, а также для тех, кто участвует в деловых переговорах. А вот насколько полезнее для своей компании симпатичный программист или неотразимая девушка-райтер? Скорее всего, внешние данные здесь не должны играть заметной роли – как и для множества других «бойцов невидимого фронта», чья деятельность не завязана на постоянном общении с клиентами и партнерами. Однако и у них зарплаты в среднем выше, и дело тут в эволюционной психологии.

Как считает Маэстрипьери, люди лучше настроены по отношению к симпатичным коллегам противоположного пола, так как подсознательно считают их потенциально более привлекательными сексуальными партнерами. Как следствие, они склонны общаться с ними чаще, чем с некрасивыми, и делать им разного рода подарки: выбирая из двух претенденток на повышение – красивой и не очень, начальник-мужчина, без сомнения, предпочтет первую в случае, если между ними нет качественной разницы в способностях. Красивые люди кажутся окружающим более яркими личностями – окружающие склонны приписывать им ум, умение общаться и прочие навыки, которые важны с деловой точки зрения.

И все же дело не только в привлекательности: Маэстрипьери отмечает, что красивые, как правило, более уверены в себе. Одно из любопытных наблюдений, сделанных им, состоит в том, что в самолетах люди с модельной внешностью чаще всего оказываются в бизнес-классе, а люди с обычной – в эконом-классе – словно перед нами две разные расы с разными правами!

Проявляется неравенство уже на стадии собеседования: в Университете Райса и Университете Хьюстона выяснили, как влияет внешний вид кандидатов на сотрудников кадровых служб, которые проводят с ними собеседование (2). Выяснилось, что такие особенности внешности, как родинки, шрамы, веснушки, незначительные отклонения от симметрии лица, существенно снижают шансы кандидатов. Они в буквальном смысле отвлекают кадровиков от содержания беседы с кандидатом: чем больше их было у кандидата, тем хуже кадровик помнил, о чем он беседовал с ним. В результате такой кандидат оставлял у кадровика довольно тусклое впечатление.

Правда, разница между «прекрасными лебедями» и «гадкими утятами» может оказаться не такой уж и значимой: согласно подсчетам Дэниэла Хеймермеша, профессора экономики в Университете Техаса в Остине, первые зарабатывают в среднем на 3-4% больше вторых (3). Кроме того, как подчеркивает Хеймермеш, красота – понятие не просто относительное: за нее часто принимают ухоженный внешний вид, который может говорить о самоуважении человека. А те, кто более высокого мнения, как правило, требует себе и более высоких зарплат. Выходит, что нехватку внешней привлекательности можно с лихвой компенсировать уверенностью в себе: вспомним, что великое множество исторических личностей, занимавших высшие посты – от Цезаря до Наполеона, от Чингисхана до Ленина, – были далеко не красавцами.

1. D. Maestripieri «The truth about why beautiful people are more successful», Psychology Today, March 2012.

2. J. Madera, M. Hebl «Discrimination against facially stigmatized applicants in interviews: An eye-tracking and face-to-face investigation», Journal of Applied Psychology, vol. 97(2), March 2012.

3. D. Hamermesh «Beauty Pays: Why Attractive People Are More Successful» (Princeton University Press, 2011).