Собака крупным планом
Фото
Getty Images

Австралийские исследователи под руководством Полин Беннетт (Pauleen Bennett) в Университете имени Чарльза Ла Троба (Австралия) решили изучить привязанность людей к домашним животным. В том числе им хотелось выяснить, насколько важны для хозяев особенности характера собаки и ее обаяние.

Для этого им необходимо было оценить личностные особенности собаки и степень привязанности владельца. Эта часть была несложной, так как команда Полин Беннетт ранее разработала стандартные тесты для этих целей. Для собак предлагается аналог «большой пятерки» личностных черт человека (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность, интеллект). Но как быть с обаянием? Инструментов, позволяющих измерить, насколько симпатична собака, до сих пор не существовало, и они придумали собственный. Владельцам собак нужно оценить своих животных по 6-балльной шкале, где 1 означает «совсем не обаятельный», а 6 – «самый обаятельный».

В ходе исследования 668 австралийским владельцам собак (90% из них женщины) предлагалось заполнить два опросника и тест, оценивающий личностные характеристики животного.

Обнаружилось, что обаяние пса и его характер слабо коррелируют с привязанностью владельца к своей собаке. Чертами собачьего характера, в наибольшей мере влияющими на силу привязанности, оказались интеллект, надежность и обучаемость. Но обаяние для владельца оказалось важнее, чем любая из пяти основных черт характера. Авторы исследования сделали вывод, что владельцы собак демонстрируют более сильную привязанность, если они считают пса привлекательным.

Однако их интересовало, влияет ли на рейтинг собачьего обаяния характер собаки. Например, считают ли владельцы умных собак с умеренным темпераментом более симпатичными? Они также хотели знать, кажутся ли собаки своим владельцам обаятельнее, чем они есть.

Затем еще 873 человека, которые не участвовали в эксперименте, попросили оценить обаяние собак по фотографиям, присланным владельцами. Кроме того, они заполняли опросник, оценивая собачий темперамент.

Как можно было предположить, владельцы считали своих собак гораздо обаятельнее, чем те, кому эти животные не принадлежали. Интересно, что исследователи не обнаружили никакого соответствия между рейтингами обаяния, предложенными владельцами собак и составленными посторонними людьми.

Люди склонны наделять симпатичных собак более привлекательными чертами характера. При этом сила привязанности влияет на то, насколько обаятельными владельцы считают своих собак. Иными словами, обаяние обнаружилось «в глазах смотрящего».

Впрочем, у исследования есть свои слабые стороны. Его авторы назвали два фактора, которые могли повлиять на результаты. В первой части эксперимента участвовали в основном женщины, а они обычно сильнее привязаны к своим домашним животным. На втором этапе рейтинг обаяния составлялся по фотографиям: то есть участники не видели собак в обычной жизни.

Подробнее см. на сайте издания PsychologyToday.