Геральдический щит, горизонтально разделенный на красную и белую половины, с вписанными в него полным бокалом пива и опрокинутым бокалом красного вина. Это не герб рыцаря-пьянчуги из пародийного кинофильма, а эмблема серьезной организации — Группы по изучению алкогольного похмелья (Alcohol Hangover Research Group). Она объединяет энтузиастов, выбравших довольно экзотическое направление в науке. Впрочем, если однажды им удастся победить похмелье, благодарное человечество наверняка впишет их имена в историю золотыми буквами. Кое в чем уже удалось разобраться, утверждает психолог из Килского университета (Великобритания) Ричард Стивенс (Richard Stephens).1 Вот что он может нам сообщить.
Зачем оно нужно?
На этот вопрос нет ответа. Принято считать, что похмелье служит естественным тормозом при чрезмерном употреблении спиртного: мысль о завтрашнем утре должна вас остановить и удержать в допустимых рамках. Это распространенная точка зрения, но она едва ли верна. Ведь следуя этой логике, нужно предположить, что алкоголики лишены естественных тормозов (иначе они не стали бы алкоголиками) и не страдают от похмелья. В действительности же все обстоит ровно наоборот: несколько последних исследований показали, что у алкоголиков похмельный синдром выражен намного сильнее. Причем даже сравнительно небольшие количества спиртного способно вызывать у них самое жестокое похмелье. Поэтому биологический смысл похмелья (если он вообще существует) намного сложнее. Интересно, кстати, что 22% людей вообще не страдают от похмелья. Почему? Это вопрос для дальнейших исследований.
Биологические механизмы
Механизмы, вызывающие похмельный синдром, изучены не до конца, но уже основательно. Так, можно с достаточной определенностью говорить о том, что похмелье — это в том числе результат угнетения иммунной системы значительными количествами алкоголя. Одутловатость лица «на следующее утро» — это именно иммунный ответ на возлияния. Другой механизм связан с расщеплением алкоголя в организме, когда под действием ферментов этанол, главный компонент спирта, распадается на составляющие. По мере его разложения вы чувствуете, как понемногу начинаете трезветь.
Но в алкоголе содержатся и другие вещества — в частности, метанол, пусть и в очень небольших количествах. И покончив с этанолом, ферменты принимаются за метанол. А продукты его разложения — формальдегид и муравьиная кислота. Это токсины, и потому похмелье — это еще и процесс самоотравления организма продуктами разложения метанола. Причем любопытно, что наши ферменты весьма избирательны. Они всегда начинают с этанола, а потом переходят к метанолу. И если вы через 8-10 часов после употребления алкоголя снова выпьете спиртного, то ферменты тут же оставят в покое «старый» метанол от предыдущей выпивки и примутся за «новый» этанол. В этом — биологический смысл привычки опохмеляться. Вам действительно станет легче на какое-то время, поскольку ферменты перестанут отравлять вас, расщепляя метанол. Увы, в этом же и одна из причин алкоголизма.
Трудности изучения
Разумеется, изучение похмельного синдрома трудно назвать приоритетным направлением современной науки. Финансирование исследований очень ограничено, а коллеги нередко воспринимают работы о похмелье скептически. «Это печально, — замечает Ричард Стивенс, — поскольку наука, помимо всего прочего, замечательна еще и тем, что никто не в состоянии предсказать, в какой ее области завтра будут совершены выдающиеся открытия и прорывы. Есть и другие трудности. Например, по этическим соображениям мы, естественно, не можем в лаборатории напоить участников экспериментов настолько, чтобы гарантировать похмелье на следующее утро». А потому приходится иметь дело с достаточно ограниченными эффектами.
Можно, правда, приглашать в лабораторию людей, крепко выпивших накануне без всякого участия исследователей, но в этом случае в силу вступает так называемый «эффект ожиданий». Участники будут понимать, что их пригласили именно для изучения похмелья, а это способно повлиять на результаты тестов. Особенно психологических, а ведь воздействие похмельного синдрома на когнитивные функции — важная и интересная область изучения. Но так или иначе, создание Исследовательской группы изучения алкогольного похмелья уже привело к тому, что число работ в этой области сейчас стабильно растет.
Лекарства и народные средства
Пока лекарства против похмелья направлены против основных его симптомов — прежде всего, головной боли. Которая, кстати, является воспалительным ответом, подтверждая мысль, что природа похмельного синдрома отчасти связана с подавлением иммунитета. Соответственно, определенный результат дают различные противовоспалительные препараты. Известно также, что смягчению симптомов похмелья способствуют сок или отвар растения, известного как огуречная трава, или бурачник. Но лекарства, которое могло бы устранить весь комплекс проблем, не существует. То же самое касается и всех народных средств, от огуречного рассола до хрустящих горячих тостов со сливочным маслом. Главный критерий достоверности в науке — повторяемость результатов эксперимента. А ни один из народных «эликсиров» не показал эффективного результата хотя бы в нескольких независимых исследованиях.
Что делать, если оно наступило?
Единого и универсального рецепта не существует. Кроме самого очевидного — не пить. Но если уж похмелье все-таки случилось, то стоит иметь в виду: самые эффективные средства борьбы с ним содержат глюкозу. Это связано с еще одним механизмом похмельного синдрома: употребление алкоголя влечет за собой падение уровня сахара в крови. Восстановив его, вы хотя бы отчасти почувствуете себя лучше. В Англии, например, лучшим средством против похмелья считается обильный «жареный завтрак» — яичница, жареные сосиски, бекон, печеные бобы. Все эти продукты очень богаты углеводами и помогают быстрее поднять уровень сахара.
1 Подробнее об этом — на сайте издания The Atlantic (theatlantic.com)