Смартфон на столе
Фото
Getty Images

Исследователи из Индианского университета (США) решили выяснить, насколько разнообразны источники, из которых пользователи интернета в целом и, в частности, социальных сетей, получают информацию и новости.

Для этого они разработали метод, позволявший сравнить, на какое количество сайтов переходят по ссылкам пользователи поисковых систем и социальных сетей. Пользователям выставляли оценку в баллах, которая зависела от разнообразия сайтов, которые они посещают. К примеру, если из 10 переходов пользователя по ссылкам на новостные сайты он один раз перешел на сайт CNN и девять раз – на сайт MSNBC, то он получал меньше условных баллов, чем другой пользователь, который посетил каждый из сайтов по пять раз.

Ученые анализировали три базы данных, в одной из них содержалась информация о поисковых запросах 100 000 пользователей интернета из Индианского университета за период с октября 2006 года по май 2010 года. Во второй базе были собраны данные о том, по каким ссылкам переходили пользователи поисковой системы AOL в 2006 году (всего 18 млн переходов). Наконец, третий набор данных представлял собой 1,3 млрд сообщений в Twitter, открытых для всех и содержащих ссылки.

В целом анализ этих данных показал, что пользователи социальных сетей имеют гораздо более ограниченный набор источников информации, чем те, кто получает новости и другую информацию преимущественно через поисковые системы.

Главный автор исследования, аспирант Школы информационных технологий в Индианском университете в Блумингтоне Димитар Николов (Dimitar Nikolov), объясняет это появлением «информационных пузырей», внутри которых существуют онлайн-коллективы людей со схожими мнениями. Он предполагает, что появление подобных «пузырей» стало своего рода защитой от информационной перегрузки. При этом пользователи, находящиеся внутри «пузыря» (роль которого может играть, например, круг друзей в Facebook) (запрещенная в России экстремистская организация), далеко не всегда осознают, насколько он ограничивает и фильтрует поступающую к ним информацию и новости.

«За короткий промежуток времени Сеть ворвалась в нашу жизнь, став одновременно источником информации и пространством социального взаимодействия. Пользователям все сложнее уследить за нескончаемым потоком информации и новостей. Наши результаты показывают, что социальная и информационная функции Сети все больше пересекаются, в результате чего и возникают «пузыри», – говорит соавтор исследования Филиппо Менкцер (Filippo Menczer), профессор, руководитель Центра сложных сетей и системных исследований в Школе информационных технологий Индианского университета.

Подробнее см. D. Nikolov et al. «Measuring online social bubbles», PeerJ Computer Science, December 2015.