Основные идеи:

Уметь заниматься другим Многие мамы считают, сколько времени они проводят со своими детьми, при этом им постоянно кажется, что они недодают ребенку.

Не стремиться быть идеальной Когда одолевает усталость, а нервы напряжены, мамы имеют право признать, что иногда их могут раздражать собственные дети. В этом нет ничего сверхъестественного.

Говорить о том, что чувствуешь Создавая вокруг ребенка иллюзорный мир без тревоги, печали и усталости, мы тормозим его развитие и мешаем ему взрослеть.

alt

Psychologies: Труднее ли современным женщинам справляться со своей материнской ролью, чем поколению их мам и бабушек?

Наталия Кедрова: В некотором смысле – да. Представление о том, что воспитание ребенка – это отдельное искусство, которым в совершенстве должна овладеть каждая мать, возникло сравнительно недавно. В старину детей знати воспитывали няньки и гувернеры, а в малообеспеченной среде ребенок уже к пяти-шести годам считался взрослым. В советское время матери не имели возможности особенно вкладываться в воспитание – для многих важнее было детей одеть-обуть-накормить. Сегодня и материальное, и социальное положение женщины существенно улучшилось – перед нею открылось больше возможностей и перспектив. Однако вместе с безусловными преимуществами возникли и новые проблемы: социум предъявляет к женщине более высокие требования. Нынешние матери вынуждены успевать все сразу: они не могут позволить себе пожертвовать ни карьерой, ни общественной жизнью, но и пересмотреть свои взгляды на материнство – например, признать, что их ребенку может быть хорошо с няней или бабушкой, – им тоже непросто. В результате женщинам приходится разрываться на части, у них возникает ощущение собственного несовершенства – делая десяток дел одновременно, ни в одном из них нельзя достичь идеала. Усложняет ситуацию и культ ребенка. Забота о счастье детей сегодня кажется необходимой и естественной. Матери чувствуют себя обязанными сделать ребенка абсолютно счастливым. В значительной степени это обусловлено популяризацией идей психоанализа, который возводит многие трудности в жизни взрослого человека ко временам его детства и в первую очередь – к проблемам в отношениях с матерью. Но задача вырастить ребенка абсолютно счастливым непосильна. Если мама постоянно старается уберечь его от боли, грусти, душевных переживаний, она лишает его возможности взрослеть, ведь взросление происходит именно в те моменты, когда человек что-то преодолевает в себе или в мире.

Интервью

Наталия Кедрова – гештальт-терапевт, преподаватель Московского гештальт института.

alt

У многих матерей в глубине души живет страх, что они недостаточно любят своих детей. Откуда он берется?

Н. К.: Его истоки – в чувстве вины, которое ощущают многие женщины. Раз мой ребенок не совершенно счастлив, значит, я плохо справляюсь со своей ролью, то есть мало его люблю. Ведь если бы я любила его по-настоящему, я бы смогла выполнить свой долг как следует. Если же мама изначально сомневалась в том, стоит ли ей рожать, если она рассталась с отцом ребенка или думает, что материнство помешало ее карьере, чувство вины становится очень сильным, а вместе с ним возникают и сомнения в собственной любви. В этой ситуации малейшие проявления раздражения или усталости, неизбежные при длительном общении с ребенком, воспринимаются мамой как подтверждение собственной неспособности дать сыну или дочери необходимое количество тепла. Однако, как бы ни была велика материнская любовь, у человека есть определенный ресурс сил и внимания, которыми он может поделиться с другими. В том случае, когда мамины силы оказываются на исходе, неизбежно возникает раздражение, в том числе и направленное на детей. Если женщина успеет это вовремя осознать – сама или с помощью кого-то из близких, – чувства вины не возникнет или, во всяком случае, будет не таким острым.

Ответ – положительный

Есть ли критерии, позволяющие понять, что процесс воспитания идет успешно? «Если возникает такой вопрос, если родители думают об этом и стараются анализировать свое поведение, значит, отношения с ребенком складываются правильно», – считает Наталия Кедрова. Важны и чувства, которые мы испытываем, когда общаемся с детьми. Если, несмотря на все трудности, общение приносит нам удовлетворение и радость, скорее всего все идет хорошо. «Когда дети становятся подростками, самое важное в этот момент сохранить диалог с сыном или дочерью, – продолжает возрастной психолог Юрий Фролов. – Если подросток разговаривает с вами, пусть даже при этом и предъявляет свои претензии, вас можно поздравить: вы успешно справились с одним из труднейших моментов в воспитании». Другой важный индикатор – возраст, в котором ребенок готов покинуть родительский дом, отказаться от опеки. Если это желание возникает слишком рано (до 17–18 лет) или слишком поздно (после 25–30), возможно, вы все же допустили в общении с ним определенные просчеты.

Галина Юзефович

alt

Вероятно, именно поэтому матери так важно уметь разделять заботу о малыше с кем-то еще?

Н. К.: Да. С мужем или партнером, бабушками, другими взрослыми. Не бояться попросить помощи и на время передать заботу о ребенке другим. Это разумно, но не так легко, как кажется. Материнство – область, в которой женщине легче всего самоутвердиться, ощутить себя значимой и незаменимой. И если она по какой-то причине не чувствует, что другие – муж, коллеги, общество в целом – признают ее авторитет, то наверняка воспользуется своим положением матери, чтобы восполнить этот дефицит. Более того, в нас живо убеждение, будто эмоциональная близость с ребенком может быть только у матери. Но это не так: пусть и совсем в другом ключе, но на важные и близкие отношения с ребенком способны отец, бабушка, дед и другие родственники. Общаясь с ними, дети получают возможность почувствовать, как по-разному можно выражать свою любовь и достигать понимания. Или не достигать, но и это очень важный жизненный опыт.

А если мама воспитывает ребенка одна?

Н. К.: Тогда участие других людей становится еще важнее. Одинокая мать вынуждена полагаться лишь на себя. В этой ситуации гораздо больше вероятность сделать ошибку – начать слишком активно участвовать в жизни своего ребенка или, напротив, излишне от него отстраниться. Именно поэтому маме, которая растит детей в одиночестве, особенно необходима поддержка близких. Разделив с ней заботу о ребенке, они могут дать ей бесценную возможность увидеть себя со стороны.

Одинокие мамы чувствует себя виноватыми, что не смогли сохранить семью…

Н. К.: Или не смогли ее создать. И в том, и в другом случае они знают, что их дети лишены чего-то очень важного, а потому часто пытаются компенсировать этот дефицит разными способами: кто-то заваливает сына или дочь дорогими подарками, кто-то старается оградить их от всех жизненных неурядиц. Все это не приносит пользы ребенку, да и мамино чувство вины остается неизменным – в лучшем случае оно на время затихает. Чтобы перестать терзать себя, одинокой маме надо попытаться выстраивать свою жизнь с ребенком, исходя из того, что у них есть, а не того, чего им недостает. Всегда чего-то не хватает: собственного замка, волшебной палочки, доброй феи. Но это вовсе не значит, что мы обречены на вечную обездоленность, – не в силах дать ребенку отца, мать может подарить ему свою любовь, внимание, жизненный опыт и поддержку, а это вовсе не мало.

В отношениях с детьми многим свойственно стремиться к некому абстрактному идеалу материнства. Полезно ли это стремление?

Н. К.: Ни в коем случае. Желая достичь идеала, мы вынуждены отказываться от своих подлинных чувств в угоду расхожим представлениям о том, «как правильно». Например, всем известно, что «идеальная мать» всегда внимательна к своему ребенку, что она в любую минуту готова заняться его делами, а потому, возвращаясь без сил с работы, многие женщины пытаются показать интерес к делам ребенка, поиграть с ним, несмотря на то что это противоречит их желаниям, а зачастую и просто выходит за пределы физических возможностей. Им кажется, что надо взять себя в руки и сделать для ребенка все, полностью забыв о себе, своих потребностях и чувствах. Разумеется, качество такого общения неизбежно оказывается невысоким и не удовлетворяет одну из главных потребностей ребенка – желание понимать и быть понятым. Пытаясь создать мир, в который не проникают грусть, раздражение, усталость, мы создаем лишь искусственное пространство и не позволяем ребенку познать реальность. Ребенок – даже самый маленький – вполне способен понять уставшую маму. Если она постарается объяснить, что с ней происходит, ему будет спокойнее: он поймет, что мамино раздражение – от усталости, а не оттого, что он плохой. Он почувствует свою ценность, потому что мама с ним поделилась. Он узнает, что мама бывает разная, а это значит, что и он тоже может быть разным. Он увидит и ощутит, что негативные эмоции не разрушают людей, что в них нет ничего стыдного. И это понимание окажет ему неоценимую помощь в будущем.