Джессика родилась с укороченным бедром и с детства могла ходить только с ортопедическим протезом, который, однако, не позволял сгибать колено. Она сильно хромала, но при этом была убеждена, что ее диагноз «отнюдь не исключает активной социальной или романтической жизни». Поняв, что для нее «основной проблемой является не укороченное бедро, а самовосприятие», Джессика решилась на необычный поступок: проконсультировавшись с врачами, она выбрала ампутацию ноги, чтобы носить более совершенный протез, сгибающийся в колене. Список аргументов «за» был таков: естественная походка; возможность носить женственную одежду, облегающие платья и брюки; свобода движений ниже колена; возможность ходить на большие расстояния, по склонам и пескам, не уставая и не испытывая боли.
Парадоксальное на первый взгляд решение принесло свои плоды. В результате операции Джессике удалось достичь всего, на что она надеялась. Ее история демонстрирует, что самосознание и рациональная ориентация в выборе методов лечения могут полностью перестроить историю нашего тела. В восприятии тела все чаще торжествует момент внутренней прагматики, побеждающий внешние, условные каноны красоты. Человек выходит на другой уровень – более сложный, где в границы его тела органично встраивается, например, протез, а само тело начинает функционировать как новый синтез биологических и механических элементов, киборг (сокращение от «кибернетический организм»*).
Кембриджский астроном Стивен Хокинг общается с миром с помощью компьютера, синтезирующего человеческую речь. Южноафриканский бегун Оскар Писториус соревнуется с обычными атлетами, бегая на протезах – специальных ступнях-«лезвиях». Американка Эйми Маллинс, которой также в детстве ампутировали обе ноги ниже колена из-за врожденного отсутствия малоберцовой кости, тоже была успешной спортсменкой. В 1999 году ее пригласил в качестве модели дизайнер Александр Маккуин, и она дефилировала на протезах с выточенными из ясеня сапогами на высоких каблуках. Эйми, которую журнал People включил в список «50 самых красивых людей мира», утверждает, что благодаря 12 парам протезов, меняющих рост и имидж, она чувствует себя «архитектором своего тела».
Вывод? Устаревшие понятия «дефект» или «телесный недостаток» перестают быть приговором. Тело вбирает в себя новые технологические дополнения, необходимые для успешного функционирования. Актуализируется особая модель телесности, в которой границы тела подвижны. Это не четкие контуры, а скорее серия оболочек – телесные горизонты, bodyscapes, которые маркируются через серию предметов. К таким предметам «одежды-снаряжения»** относятся протезы, очки, парики, мобильные телефоны, фотоаппараты, миниатюрные ноутбуки, связки ключей, кредитные карты, макияж, лекарства, драгоценности… Все они активно взаимодействуют с нашим телом, практически срастаются с ним и одновременно функционируют как магические обереги: вспомним чувство внезапной паники при поломке телефона, автомобиля или компьютера.
Из последних разработок ученых в этом направлении – нейроимплантаты, берущие на себя функции отдельных участков мозга, и протез, заменяющий поврежденный вестибулярный аппарат; на очереди – предотвращение болезней с помощью нанотехнологий, создание искусственного интеллекта. Мы становимся киборгами, сами того не замечая, но те, кто делает это сознательно, имеют больше шансов на успех в обществе будущего.
* Термин придумали американцы Манфред Клайнс и Натан Клайн; в 1960 году в журнале «Астронавтика» была опубликована их статья «Киборги и космическое пространство».
** Э. Фаррен, Э. Хатчисон «Тело, киборги и новые технологии». Теория моды, 2009, № 11.