Наталия Ким
Автор книги «Родина моя, Автозавод: рассказы», написанной на основании собственных воспоминаний о районе Москвы, в котором выросла и живет до сих пор.

Сначала мы обращались к взрослым: «Как считаете вы, чего пожелает ваш ребенок?» И многие в ответ опускали глаза, смущаясь или не решаясь предположить, каких именно перемен их дети хотели бы для своих пап и мам в грядущем году. Затем мы беседовали с самими детьми — и все говорили по-разному. Подростки (когда появлялась возможность высказаться без родителей) отвечали на вопрос уверенно, без колебаний. Тех, кто помладше, разговорить было сложнее, зато они очень точно формулировали свою главную мысль. По итогам интервью, на вопрос «Хотите ли вы узнать, что он(а) сказал(а)?» почти все родители отвечали: «Спасибо, мы лучше потом… прочтем… увидим…» Такое смущение легко понять, но вы можете убедиться: особых оснований для него в словах детей не оказалось. Даже несмотря на то, что ребенок с семи-восьмилетнего возраста перестает воспринимать родителей как идеальных и всемогущих людей: дети замечают наши промахи, недостатки и готовы их назвать… Чего же они хотят? Самые маленькие очень нуждаются в ощущении надежности, те, кто постарше, — в свободе, и почти все — во внимании и доверии… А есть ли у вас предположение, что именно ваш ребенок ответил бы на такой вопрос? Попробуйте задать его своим детям, и наверняка вы сможете больше узнать о них… и, безусловно, о себе тоже.

1/12
Варя, 10 лет «Я бы хотела, чтобы в новом году мои родители больше разговаривали друг с другом и со мной. Проблема в том, что мы вроде бы много времени проводим вместе, но мало общаемся, хотя у нас много общих тем для разговоров: искусство, музыка, компьютер и всякие новые технологии. А еще мой папа слишком соблюдает гигиену — при нем даже кошку погладить нельзя!»