Работа была не из легких. В некоторых случаях не сохранилось документов. Тем не менее, потратив примерно семь тысяч долларов, организация сумела оповестить примерно половину владельцев. Большинство оповещенных было благодарно за информацию. «Я знаю, что мой отец часто приходил здесь посидеть, – сказал один из родственников. – Теперь, когда отец умер, я буду приходить на новое место». Тут настало время назвать организацию: общество защиты животных. На этом кладбище, соответственно, похоронены домашние животные.
Я могу себе представить, что у кого-то в России эта история может встретить непонимание и даже возмущение: «Что? Собак хоронить на кладбище и ставить им памятники – святотатство, пародия на обряд. Душа животных умирает вместе с телом, поэтому закопать правильно, а ставить надгробные плиты – нет. Лучше отдали бы эти семь тысяч долларов нашим пенсионерам, если не хотят отдавать своим бездомным».
Реакция понятная, но мне хочется вступиться за американских защитников животных. Когда говорят о бездуховности Запада и духовности России, я отвечаю: бездуховность Запада – это миф, если сравнить, как относятся к детям, собакам и инвалидам в духовной России и на бездуховном Западе.
Безразличие к животным может говорить о другом – нашей жизни вообще
Первый шок приезжающего из России в Америку – полное отсутствие бродячих собак, плачущих детей и огромное количество активно живущих инвалидов. Американские кошки, собаки, олени и белки часто доверчиво подходят к людям, потому что они знают, что никто не ударит их и не привяжет консервную банку к хвосту. В России они, как правило, убегают. Американские дети плачут редко.
Типичная картина в России – родители тащат упирающегося и ревущего ребенка. Что же касается инвалидов, то ни одно здание в Америке не будет построено, ни одно муниципальное транспортное средство не выедет на дорогу, если не будет обеспечен доступ для инвалидов: автобусы будут снабжены лифтами для инвалидных кресел, все важные надписи в общественных зданиях будут продублированы азбукой Брайля, нередко – звуковыми сигналами и т. п.
Так что прежде, чем недоумевать или иронизировать над сентиментальными владельцами кошек и собак, ставящими памятники своим любимцам, каждый может задуматься о себе: не сочетается ли в нас безразличие к животным с таким же отношением к жизни вообще?