Давид Серван-Шрейбер
Основатель Медицинского центра при Питтсбургском университете (США).
Семья как союзник врачей

Кристина категорически отказалась уходить из больницы, когда операция, которую делали ее мужу, завершилась. Медсестры, мягко говоря, были недовольны: просить у них раскладушку или хотя бы кресло было бессмысленно. Но Кристина все-таки осталась и провела ночь на стуле в коридоре. Утром медсестра, только что заступившая на дежурство, пришла делать обезболивающий укол. Кристина едва успела схватить ее за руку, услышав название лекарства: на этот препарат у мужа была сильнейшая аллергия. Конечно, в его медицинской карте этот факт был отмечен, но никто вовремя в нее не заглянул.

Каждый из нас наверняка слышал подобные истории, и все-таки нам по-прежнему хочется верить, что в целом на профессионализм медиков мы можем положиться. Увы, и в Европе, и в Соединенных Штатах от ошибочно назначенных лекарств в больницах погибает не меньше людей, чем в автокатастрофах*. И некоторые больницы уже сделали из этого разумные выводы. В клинике Питтсбургского университета я видел на стене такое объявление: «Мы призываем родственников пациента и его самого проверять названия всех препаратов, которые ему назначаются, и просим сообщать персоналу обо всех случаях ошибочного применения препарата или его непереносимости».

Годами медики пытаются построить такую систему, в которой риск ошибки был бы сведен к минимуму, но каждый раз наталкиваются на очевидное противоречие между теорией и практикой. В теории врачи и медсестры компетентны, ответственны и могут обеспечить больному квалифицированную помощь, а вот на практике. На практике оказывается, что нельзя полностью устранить риск, связанный с «человеческим фактором», особенно если персонал перегружен (а мы знаем, что так бывает очень часто). В такой ситуации медики могут «поделиться» ответственностью за лечение пациента с ним самим и его родными — ради его же безопасности. Так появилось объявление, которое попалось мне на глаза.

Когда я работал педиатром в госпитале организации «Врачи без границ» в Курдистане, мой коллега-терапевт, гораздо более компетентный в педиатрии, чем я, наглядно объяснил мне, почему участие родственников так важно в нашей работе. «У детей и серьезные, и в общем безобидные заболевания часто проявляются одними и теми же симптомами. К тому же дети не могут растолковать нам, что именно они чувствуют». Действительно, у всех малышей, которые поступали к нам с высокой температурой, симптомы были одни и те же — рвота и диарея.

Роль и ответственность пациента и его родных за успех лечения со временем будет только расти

Дети постарше говорили, что их тошнит и у них болит живот, но это мало помогало поставить диагноз Так вот, мой коллега обращал внимание прежде всего на состояние матери: «Диагностика на 80% основывается на беспокойстве матери. Не отмахивайся от этого симптома! Она знает своего ребенка гораздо лучше, чем ты!» Для любой матери это совершенно очевидно, но мне еще только предстояло научиться доверять материнской интуиции, не полагаясь на обманчивую объективность градусника или стетоскопа.

И еще одно наблюдение, вынесенное из того полевого госпиталя. Когда к нам поступал пациент, вместе с ним приезжала и селилась вся его семья. Часто мать и супруг больного спали с ним в одной кровати, готовили ему еду и кормили в течение дня. В такой ситуации врачи просто не могли не сотрудничать с родственниками. Что и говорить, в развитых странах такое немыслимо. В наших больницах вездесущие родственники, задающие слишком много вопросов, раздражают врачей; мы, врачи, боимся потратить на них слишком много нашего драгоценного времени, когда еще пятнадцать больных ждут нашего внимания

Роль и ответственность пациента и его родных за успех лечения со временем будет только расти

Почти по всему миру условия работы больниц с каждым годом становятся сложнее: дефицит времени и денег в здравоохранении нарастает. Это означает, что роль и ответственность пациента и его родных неизбежно будут увеличиваться. В лучшей ситуации окажутся семьи, которые научатся работать с медиками в одной команде — вместо того, чтобы с ними бороться.

Если вас что-то настораживает или тревожит, без сомнений скажите об этом врачам. И, если вы цените их работу, скажите об этом тоже.

* «Preventing Medication Errors». National Academies Press, 2006.