Спиннеры, кубик Рубика, слаймы-лизуны, шагающие пружинки слинки, деревянные змейки – наверняка какие-то из этих вещиц вы держали в руках. А возможно, что-то из них популярно в вашей семье или прописалось в кармане вашего ребенка. Для чего они нам? И почему многие, как только появляется новая модная игрушка, немедленно стремятся стать ее обладателями?
Занять руки
На стадии знакомства с окружающим миром ребенок перебирает мелкие предметы: он учится оценивать их размер, фактуру, развивает чувствительность. Становясь старше, мы по-прежнему совершаем действия из этого ряда: теребим пуговицу или серьгу, вертим в руках карандаш, рисуем цветочки в блокноте... Сформированный навык подталкивает взять в руки и маленькую вертушку.
«Спиннер, по сути, – детская игрушка, которая социально одобрена для использования взрослыми, – замечает психолог, специалист в области процессуального и интегративно-соматического подходов Иван Грибов. – Классная погремушка могла бы выполнять похожие функции, но с погремушкой ходить не положено. Спиннер же, как в детстве, дает нам нервную разгрузку на уровне мелкой моторики. Это новая версия четок, мелочи в кармане и других штук для перебирания руками».
У нас есть и другие схожие привычки. «Поглаживание смартфона, когда мы большим пальцем прокручиваем экран, – это повторение движения перебирания четок», – считает доцент Кельнской академии медиаискусств Андреас Альтенхофф. Его студенты пришли к выводу, что пристрастие к этой манипуляции связано с тем, что почти никто не держит в руках четки и все меньше людей... курят!
Ведь курение для многих – не столько нужда в никотине, сколько нервная потребность что-то теребить в руках. Однако сигареты вредны для здоровья, смартфон эмоционально нагружен, кубик Рубика или пирамидка Меммферта требуют интеллектуальных усилий... А спиннер – простая вещь: он дает чистое удовлетворение от тактильного контакта.
Сосредоточиться
Forbes в 2017 году признал спиннер самым актуальным атрибутом офисных служащих. Это не кажется удивительным: тревожность, мельтешение информации, конкуренция оставляют нам все меньше возможностей для уединения, сосредоточения, элементарной концентрации на простейшей проблеме. Ушли в прошлое спасительные вязание-вышивание, пасьянсы и шахматы по вечерам. Большинство из нас не включают в режим дня размышление.
«Вращение спиннера похоже на медитацию, – продолжает Иван Грибов. – Мы отвлекаемся от внутреннего разговора на внешний объект, и он не нагружает нас своим разговором, а просто завораживает, позволяет «залипнуть, отдохнуть».
В фильме «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц выкладывал из спичек домики, пока соображал, как ему не попасть в ловушку. Сегодня, наверное, он бы вертел спиннер!
Созерцая движение, мы снимаем стресс, успокаиваем нервы, не думаем ни о чем и даже восполняем дефицит зрительных впечатлений – спиннеры поражают разнообразием цветов, своим дизайном и даже подсветками.
«Мы живем в мире бесконечных прерываний процесса, по многу раз в минуту – а тут ощущаем слитность, – объясняет Иван Грибов. – Спиннер всегда дает чувство ладности, успешности запущенного действия: каждое прикосновение тут же являет результат, воспроизводит приятные микровибрации, дарит переживание гармоничности происходящего».
Привлечь внимание
Обладание вполне доступной игрушкой автоматически включает в нас привычную для современной культуры соревновательную программу: у кого спиннер круче (цена от 100 рублей, но есть и статусные экземпляры за 15 тыс. рублей), кто лучше им вертит. Это же вещь, которая всегда на виду. Но почему тянет заняться ею именно публично?
Попробуйте представить: сидит компания, разговаривает. Вдруг вы достаете пружинку и начинаете ее привычно перебрасывать с ладони на ладонь или вертеть спиннер. Да хоть брелок с ключами перекидывать с пальца на палец. Разговор не прерывается, но все уже смотрят на безделушку и, соответственно, на вас. Ваше мнение становится как бы весомей, к нему невольно прислушиваются.
Этот феномен в системе Станиславского называется «малым кругом внимания». Когда на расстоянии вытянутой руки актер создает пространство, «в котором легко не только рассматривать предметы во всех их тончайших подробностях, но и жить самыми интимными чувствами, помыслами и выполнять сложные действия; можно решать трудные задачи; можно общаться с другим лицом, чувствовать его, поверять свои интимнейшие думы, восстанавливать в памяти прошлое, мечтать о будущем».
В нашем случае игрушка – это инструмент для создания такого круга. А вы – практически фокусник. Насколько интересна такая роль – решать вам.
Это вредно?
Спиннер сегодня – фаворит среди детских игрушек, родители дают его даже годовалым малышам. Среди подростков это предмет особой гордости: есть на чем показать мастерство и ловкость. Но в школе учителя требуют сдавать игрушку на время занятий, иначе урок будет сорван. Родители начинают бить тревогу.
«В смысле мелкой моторики польза от него минимальная. Но и вред нулевой, – убежден детский психолог Александр Колмановский. – Конечно, можно понять озабоченность родителей чрезмерным увлечением, как любым видом зависимости, легким наркотиком. Но в данном случае зависимость бесследно пройдет вместе с модой, как было с тамагочи».
Роспотребнадзор изучает влияние спиннеров на здоровье детей. Пока что рекомендует не приобретать спиннеры в неустановленных местах, с рук и обращать внимание на материал, из которого они изготовлены, на резкий запах и повышенный шум.