Транспортная развязка в мегаполисе
Фото
Getty Images

Количество так называемых мегагородов (городов с населением более 10 млн жителей) выросло в три раза с 1990 года. В настоящее время насчитывается уже более 30 мегагородов, в которых проживает в общей сложности почти полмиллиарда жителей. Разумеется, по мере роста мегаполисов их транспортные системы также развиваются и усложняются.

В частности, более чем в 80% городов с населением свыше 5 млн жителей есть метро. Исследователи из нескольких французских и английских университетов решили выяснить, насколько сложны для восприятия и понимания современные транспортные системы в мегаполисах.

Известно, что способность людей помнить и понимать взаимосвязи между различными элементами далеко не безгранична. К примеру, британский антрополог Робин Данбар (Robin Dunbar) продемонстрировал, что количество социальных контактов, которые может поддерживать человек, обычно не превышает 250, а чаще всего ограничено 150. Это число называют «числом Данбара», оно приблизительно соответствует максимальному размеру традиционных племен охотников-собирателей. Аналогичные ограничения действуют и при чтении транспортных карт.

Как отмечают ученые, при построении маршрута по карте самой сложной задачей становится поиск точек пересадки (с одной станции на другую или на другой вид транспорта). По их оценке, если число всех существующих в городе точек пересадки превышает 250, ориентироваться в такой транспортной системе и строить маршрут поездки становится крайне сложно. В большинстве крупных городов этот предел легко превышается, если поездка предполагает использование нескольких видов транспорта (например, метро и автобус).

Авторы исследования сравнили сложность навигации в 15 крупнейших (по количеству станций) метрополитенах мира. Оказалось, что сложнее всего сориентироваться в нью-йоркской и парижской подземке, а проще всего – в пекинской и гонконгской. Московское метро оказалось приблизительно в середине этого списка. Как показывают исследования, если сложность карты метро начинает превышать возможности мозга, пассажиры хаотично бегают взглядом по всей карте, силясь понять хоть что-то (когда мы рассматриваем более простые и понятные схемы, то обычно следуем глазами вдоль линий).

«Возможности человеческого мозга ограничены, и транспортные системы в мегаполисах становятся настолько сложны, что этих возможностей уже не хватает для эффективной навигации. В частности, когда требуется совершать много пересадок с одной станции на другую и с одного вида транспорта на другой, очень трудно найти кратчайший маршрут до пункта назначения. Конечно, здесь могут помочь компьютерные программы и приложения для смартфонов, но нужно серьезно задуматься и о редизайне транспортных карт», – говорит один из авторов исследования, профессор, специалист по нелинейным и сложным системам в Математическом институте Оксфордского универсистета Мейсон Портер (Mason Porter).

Подробнее см. R. Galotti et al. «Lost in transportation: Information measures and cognitive limits in multilayer navigation», Science Advances, 2016, vol. 2, № 2.