Американские психологи Кристин Джей (Kristin Jay) и Тимоти Джей (Timothy Jay) решили проверить, действительно ли люди, которые лучше владеют нецензурной лексикой, хуже говорят на «приличном» языке. Для участия в исследовании они привлекли 43 студента-добровольца (30 женщин и 13 мужчин) в возрасте от 18 до 22 лет. Им дали достаточно необычное задание – в течение минуты вспомнить и произнести как можно больше различных ругательств. Для сравнения они также должны были в течение минуты назвать как можно больше животных, а также любых приличных слов, начинающихся на какую-то одну букву (это были отдельные задания).
В среднем студенты смогли за минуту назвать 9 ругательств, 14 обычных слов или 22 вида животных. Причем в среднем чем больше ругательств мог вспомнить студент, тем больше он называл и других слов. Получалось, что богатый словарный запас нецензурной лексики вовсе не приравнивался к бедности словарного запаса. Исследователи также провели второй эксперимент, в котором другие студенты (34 женщины и 15 мужчин) выполняли аналогичное задание, но записывали слова, а не произносили их вслух. Обнаружилась та же самая закономерность. В общей сложности участники исследования смогли вспомнить 533 различных ругательства. При этом женщины нисколько не отставали от мужчин по богатству словарного запаса нецензурных выражений.
Участники также проходили тестирование по так называемому пятифакторному личностному опроснику. Хорошее владение нецензурной лексикой коррелировало с такими чертами личности, как невротичность и открытость, но показало отрицательную корреляцию с добросовестностью и покладистостью.
«Эти результаты показывают, что знание большего количества табуированных выражений скорее может служить свидетельством хороших, а не плохих речевых способностей. Те, кто не чурается крепкого словца, обычно понимают множество тонкостей и нюансов правильного употребления подобной лексики, что требует развитых языковых умений», – резюмируют авторы.
Подробнее см. K. Jay, T. Jay «Taboo word fluency and knowledge of slurs and general pejoratives: deconstructing the poverty-of-vocabulary myth», Language Sciences, Vol. 52, November 2015.