
Слово «Красота» – именно с большой буквы и в единственном числе – встречается нам в заголовках женских журналов, на уличных щитах и вывесках косметических салонов. Выглядеть просто «неплохо» сегодня недостаточно: каждому человеку надлежит соответствовать некоему абстрактному идеалу или по меньшей мере настойчиво к нему стремиться. Но чтобы хотя бы отдаленно напоминать Синди Кроуфорд или Анджелину Джоли, внешность которых массмедиа превозносят как эталон совершенства, непременно нужно сбросить 5-10 килограммов и подрасти на 15-20 сантиметров. Диктат красоты не щадит и мужчин: им в последние годы тоже предписывается походить на полубогов. В результате постоянного прессинга мы чувствуем себя участниками глобального крестового похода против самих себя – нам приходится вести бой с бесчисленными достоинствами, которыми мы желаем и не можем обладать: большой грудью и упругими мускулами, длинными ногами и подтянутым прессом, гладкой кожей и густыми волосами.
Отказ от унификации
«Бессознательно защищаясь от такого влияния, многие впадают в другую крайность – пытаются убедить себя, что внешность не так уж важна, – говорит психотерапевт Марина Хазанова. – И ошибаются: на самом деле внешность имеет значение. В психологии существует немало исследований, которые подтверждают этот факт». Нравится нам это или нет, но физическая привлекательность женщины в значительной степени предопределяет ее успех у мужчин. То же касается и красивых мужчин: женщинам они нравятся гораздо больше, чем некрасивые*. Красота доставляет удовольствие всем: более привлекательные люди получают более престижную работу и больше зарабатывают**. Аналогичную предвзятость проявляют и взрослые, когда судят о детях. Американский психолог Карен Дион (Karen Dion) доказала, что дети, которых взрослые считают внешне недостаточно привлекательными, учатся хуже, чем их «красивые» сверстники, и хуже овладевают социальными навыками***.
Взгляды меняются с возрастом
Примерно до 8-10 лет большинство девочек и мальчиков хорошо относятся к своей внешности. Их самооценка остается высокой, если родители любят их и относятся к ним с пониманием. Ситуация меняется в подростковом возрасте: в среднем 23% девушек и 7% юношей соблюдают строгую диету и предпринимают другие усилия, для того чтобы изменить свою внешность и похудеть*. 70% женщин и 30% мужчин считают себя слишком полными**. 14% посетителей нашего сайта www.psychologies.ru говорят о том, что внешность – основной критерий, по которому их оценивают окружающие.
* Опрос проводился в 2004 году Всемирной организацией здравоохранения в 35 странах Европы и Северной Америки; в нем приняли участие 162 000 подростков 11, 13 и 15 лет. ** Psychologies Magazine, июнь 2005 года.
Однако столь однозначное доминирование жестких и стереотипных представлений о красоте оказалось невыгодно… производителям товаров массового потребления: люди, не соответствующие общепринятым стандартам, чувствуют свою ущемленность, им сложнее подобрать себе одежду, обувь, косметику, и их покупательский потенциал не реализуется. Выход из положения нашел американский косметический бренд Dove. 8 марта 2004 года стартовала его беспрецедентная рекламная кампания: продукцию рекламировали пять «обычных» женщин со множеством «недостатков» во внешности: рыженькая веснушчатая девушка; морщинистая пожилая дама; очаровательная толстушка в обтягивающем платье; сорокалетняя худышка и женщина с седыми волосами... Однако каждая из них буквально лучилась обаянием, энергией и уверенностью в собственной привлекательности. Глядя на них, таких счастливых и таких нестандартных, невольно задумываешься: должна ли красота обязательно умещаться в размер S? Может быть, благородная седина – это не повод для стыда, но предмет гордости? И действительно ли после 60 лет мы перестаем быть красивыми?
Одновременно был проведен международный опрос на сайте www.campaignforrealbeauty.com, показавший, что только 2% женщин считают себя красивыми. Получив такие данные, Dove объявила о старте «Кампании за истинную красоту», цель которой – начать всемирную дискуссию о природе красоты. В Россию кампания пришла 15 мая этого года. «Настаивая на том, что истинная красота не имеет единой, раз и навсегда установленной формы, размера и возраста, мы в каком-то смысле переворачиваем господствующие предрассудки, – говорит Стефан Эли (Stephane Ely), консультант по стратегическому развитию компании. – Эта новая тенденция в маркетинге показывает, что в обществе начался процесс отказа от диктата безукоризненной внешности и вечной молодости. От единого эталона мы переходим к многообразию».
«Меня научили быть красивой»
Елена Камышникова стала участницей программы «Снимите это немедленно»* два месяца назад. Это телешоу, в котором героиня, выбранная из тысяч претенденток, делает попытку радикально изменить свой стиль, а ведущие Саша Вертинская и Таша Строгая создают для нее новый образ и помогают расстаться с любимыми, но неподходящими вещами. Забота о внешности никогда не казалась Елене достойным делом; она уделяла все внимание работе и многого достигла: в свои 24 года занимает руководящую должность в крупной компании. У Елены прекрасная фигура, милое лицо, но близкие говорили: «Она не умеет быть красивой». Перемена поразила ее: «Я плохо вижу без очков, и поэтому, когда после всех метаморфоз я наконец увидела себя в зеркале, то испытала настоящий шок. Это была не я, а кто-то совсем незнакомый. Cначала я даже не поняла, хорошо это или плохо. Но когда надела очки и пригляделась, то очень себе понравилась! Мне всегда казалось, что плечи и бедра у меня широковаты, а тут я даже не обратила на это внимания. Я просто хорошо выглядела, и для этого не понадобилось переделывать фигуру, чтобы она стала идеальной. Конечно, я сейчас не делаю такую укладку и профессиональный макияж каждый день, но найденный стиль уже не оставлю».
*Канал СТС, воскресенье, 14.00.
Это действительно я!
Подобно тому как радуга содержит множество цветов, палитра привлекательности включает в себя множество типов. Это обстоятельство позволяет каждому из нас свежим глазом взглянуть на свои достоинства и недостатки и оценить себя по-новому. Формальное соответствие физическим стандартам слабо связано с самоощущением человека и его душевным комфортом.
Мы не привыкли воспринимать внешность как часть себя, как дар – судьбы, родителей, Бога: слишком уж велик соблазн, наскоро подкорректировав наименее удачные, на наш взгляд, черты, использовать свой облик как инструмент в борьбе за успех, внимание, любовь… А ведь этот дар можно принять и наполнить новым смыслом. «Сегодня у меня такой свежий цвет лица, мне так идет этот костюм, я чувствую себя так легко и свободно... А вот цвет волос меня что-то не радует»... Согласитесь, это звучит куда лучше, чем: «Чтобы выглядеть худее, я должна все время втягивать живот. Чтобы выглядеть моложе, придется купить короткую юбку». «Принять себя, вместо того чтобы бороться; раскрыть свои достоинства, вместо того чтобы пытаться затеряться на заднем плане, – в результате такого отношения к себе мы сможем разглядеть собственную уникальность и наконец поверить в нее, – считает психотерапевт Марина Хазанова. – Принятие своей внешности и раскрытие собственной красоты – долгий процесс, и он не имеет ничего общего со стремительным превращением Золушки в принцессу, который так эффектно смотрится в кино».
Понять, какими мы себя видим, нам помогают различные виды психотерапии. Как и почему у нас сложилось именно такое представление о себе? С кем мы себя сравниваем и отождествляем? «В процессе работы со взрослым человеком мы расшифровываем впечатления его детства, повлиявшие на формирование его личности, – поясняет психоаналитик Андрей Россохин. – Кто из нас не отмечал, что рот у него – точь-в-точь как у отца, а ноги материнские? Кто не вспоминал сакраментальные родительские фразы: «В красном ты смотришься вульгарно» или «С твоим подбородком нужно носить бороду»? Кто не пытался найти в себе подтверждение семейной легенды, в очередной раз слыша от родственников: «В нашей семье никто красотой не блистал»? Мы исследуем подобные феномены, некогда подействовавшие на наше восприятие собственной наружности и продолжающие определять нашу жизнь. Совершив эту глубинную работу, мы приходим к удивительному открытию: быть красивым – значит жить в согласии со своими ценностями, своей историей и жизненными целями».
Обаяние славы
Сегодня маленькая, худая и большеголовая Сара Джессика Паркер, прославившаяся ролью журналистки Кэрри в сериале «Секс в большом городе», считается одной из самых привлекательных женщин Нью-Йорка. Красота зависит не только от вкуса, обаяния или симметрии в лице, но и от степени известности. «Эффект раскрученности» оказывает решающее воздействие на восприятие того или иного человека как красавца или красавицы. «Чем чаще мы видим лицо, тем более красивым его считаем, – объясняет социальный психолог Маргарита Жамкочьян. – Более того, даже самим себе мы больше нравимся такими, какими привыкли себя видеть». Такая психологическая особенность восприятия получила название «эффект простого попадания в поле зрения».
Уловить гармонию
«Иногда приходится ловить себя на странном ощущении при встрече с незнакомым человеком, – рассказывает психоаналитик Татьяна Алавидзе, – вроде бы по всем статьям красавец, но почему-то не вызывает ни интереса, ни симпатии. Почему? Разгадка проста: в нем жизни нет – глаза потухшие, весь напряжен, зажат. Всем своим видом он словно говорит: «Я знаю, что вы мне откажете, что вы меня не ждете, не хотите, не любите…» И это действует как гипноз: ему действительно отказывают, отворачиваются, смотрят мимо. Но простого волевого усилия недостаточно, чтобы принять данную от природы внешность. Нужно время, чтобы пройти через несколько этапов: отказ от признания проблемы, неприятие действительности, обсуждение ситуации и только после – принятие себя». Женщины, снявшиеся в рекламе Dove, подтверждают это: им удалось сделать этот главный шаг – полюбить свою уникальность и высвободить тем самым свою неповторимую красоту. «Этот удивительный внутренний свет и спокойствие мы нередко замечаем в других людях, – продолжает Марина Хазанова. – Поверьте, они, в свою очередь, видят такими и нас, а значит, и мы сами при желании можем, глядя на себя в зеркало или в глаза любимого человека, увидеть себя иными – более красивыми, интересными, значительными. Человеческая красота – это гармоничное сочетание движения, индивидуальности, голоса и тысячи других неуловимых черт. Взгляд, выражение лица, поза и даже манера говорить влияют на наше впечатление об окружающих». Такая красота никого не подавляет и ничего не навязывает, она неподвластна стереотипам, а многообразие – ее неотъемлемая и важнейшая черта.
* Дэвид Майерс «Социальная психология». Питер, 2004. ** Patricia Roszell, David Kennedy, Edward Grabb. Journal of Psychology, 1989, Vol. 123. *** Karen Dion, Ellen Berscheid, Elaine Walster. Journal of Personality and Social Psychology, 1972, Vol. 24.4.
Об этом
- «Красота и мозг». Под редакцией Инго Ренчлера и др., Мир, 1995.
- Ричард Герриг, Филип Зимбардо. «Психология и жизнь», Питер, 2004.