Не Фрейд ли первый утверждал, что все без исключения дети «полиморфно извращены»?1 «Да он озабоченный!» – восклицают некоторые.
Какие бы дискуссии ни велись вокруг психоанализа с самого момента его появления, главный аргумент противников кушетки все эти годы остается неизменным: если тема секса является «альфой и омегой» психоаналитической мысли, как можно не видеть в этом определенную «озабоченность»?
Однако продолжать упорно критиковать Фрейда за «пансексуализм» может лишь тот, кто совершенно не знаком с темой – или знаком с ней лишь наполовину. Иначе как можно такое заявлять? Конечно, Фрейд подчеркивал важность сексуальной составляющей человеческой природы и даже утверждал, что она лежит в основе всех неврозов. Но уже с 1916 года он не уставал повторять: «Психоанализ никогда не забывал, что есть и несексуальные влечения, он опирается на четкое разделение сексуальных влечений и влечений «Я»2.
Так что же в его высказываниях оказалось настолько сложным, что уже сотню лет не стихают споры по поводу того, как их следует понимать? Причина в фрейдовском понятии сексуальности, которое не все толкуют правильно.
Фрейд ни в коем случае не призывает: «Хотите жить лучше – займитесь сексом!»
Ставя сексуальность в центр бессознательного и всей психики, Фрейд говорит не только о генитальности и об осуществлении сексуальности. В его понимании психосексуальности наши импульсы вовсе не сводятся к либидо, которое стремится найти удовлетворение в успешном сексуальном контакте. Это энергия, движущая сила жизни как таковой, и воплощается она в различных формах, направляется и на другие цели, такие как, например, достижение удовольствия и успеха в работе или творческого признания.
Из-за этого в душе у каждого из нас возникают психические конфликты, в которых сталкиваются мгновенные сексуальные импульсы и потребности «Я», желания и запреты.
Фрейд ни в коем случае не призывает: «Хотите жить лучше – займитесь сексом!» Нет, сексуальность не так просто освободить, не так просто полностью удовлетворить: она складывается с первых дней жизни и может стать источником и страданий, и наслаждения, о чем и сообщает нам мэтр психоанализа. Его метод помогает каждому вести диалог со своим бессознательным, разрешать глубинные конфликты и обретать тем самым внутреннюю свободу.
1 См. «Три статьи по теории сексуальности» в книге З. Фрейда «Очерки по теории сексуальности» (АСТ, 2008).
2 З. Фрейд «Введение в психоанализ» (АСТ, 2016).
Об авторе
Катрин Шабер (Catherine Chabert) — член Французской психоаналитической ассоциации, автор книги «Девушка и психоаналитик» («La jeune fille et le psychanalyste», Dunod, 2015).