Psychologies: Каково ваше определение работы?
К. Д.: Для меня это фундамент нашей цивилизации, то, посредством чего мы вступаем во взаимодействие с миром. Мир при этом сопротивляется нам и меняет нас. Работая, мы задействуем часть самих себя, свой ум, нечто сверх любых инструкций и должностных обязанностей, иначе это не работает.
Как мы используем самих себя?
К. Д.: Когда мы работаем, то задействуем не только ум, но и все наше тело. Ум нужен, чтобы отвечать на вызовы реальности, которая нам неподвластна. А тело позволяет нам испытать поражение от этой реальности, которая нам сопротивляется: будь то сопротивление материала, технического устройства или ученика по отношению к учителю. Через страдание тела мы ищем решение, получаем новый опыт, становимся более компетентными.
Значит, главный результат нашей работы – мы сами?
К. Д.: Да, мы не только производим продукт, но и сами является продуктом работы, меняем, трансформируем самих себя. Поэтому с работой связаны чувства горечи, гнева, раздражения, истощения, бессилия, тревоги, депрессии. Но мы не сможем ничего произвести, ничего наработать, если не согласимся с самого начала работать также и над собой.
Как возникает потребность работать?
К. Д.: Она заложена в нашей природе. Мы должны подвергать себя испытанию миром, чтобы развиваться, чтобы освободиться от собственной ограниченности, в том числе физической, чтобы расти, делаться сильнее как личность и выстраивать отношения сотрудничества с другими людьми. Это уникальный и незаменимый опыт, и он доступен нам только в работе.
Кристоф Дежур (Christophe Dejours), автор книги «Живая работа» («Travail vivant», Payot, 2013). Подробнее см. Philosophie magazine, 2013, № 68.